Положение во гроб
Патрон шедевра
Шебуев Василий (1777-1855)
Положение во гроб
1848
Размер - 46,7 x 55,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.149
Приобретено П.М. Третьяковым. Конец 1850-х
Шебуев обратился к традиционному в религиозной живописи сюжету, изложенному во всех четырех Евангелиях. Погребение Христа состоялось вечером Страстной пятницы. Согласно евангельскому преданию, участниками этой сцены стали тайные ученики Христа: Иосиф Аримафейский, выпросивший у Пилата разрешение на совершение погребального обряда Спасителя, и Никодим, принесший состав из смирны и алоя для бальзамирования тела. Шебуев располагает Иосифа у изголовья, а Никодима – в ногах Христа. За Иосифом, как бы помогающим ему поддержать плащаницу, можно видеть Иоанна Богослова, самого младшего ученика Иисуса. Преисполненная безысходного горя, склонилась над телом стоящая в центре Богородица. За ней компактной группой расположились святые жены-мироносицы.
Высеченная в скале гробница, куда было положено тело Спасителя, согласно тексту Евангелия, находилась в саду за городом недалеко от Голгофы. Шебуев разворачивает композицию непосредственно в пещере, превращая ее в просторный каменный зал, куда ведет широкая лестница, перекрытая высокими сводами, опирающимися на пилястры. Выразительные, точно найденные жесты и позы участников происходящего, их склоненные головы убедительно передают состояние страдания и скорби, осознание глубокой трагедии смерти. Их фигуры, имеющие красивые вытянутые пропорции, выполненные с пластическим совершенством, полны величественной простоты. Искусное расположение персонажей в пространстве, их движения, образующие нисходящий поток плавных линий, создают ощущение торжественной и печальной мелодии, подобной аккордам реквиема.
Традиционно для религиозной живописи первой половины XIX века Шебуев соединяет в пространстве картины мир реальный и горний. Печальную церемонию сопровождают плачущие ангелы, фланкирующие композицию. В центре на фоне небес возвышается крест с терновым венцом – орудия страстей Спасителя.
В отличие от ранних произведений в этой картине Шебуев высветляет палитру. Мастер использует светлый подмалевок, яркие краски и цветные тени. Розовые, голубые, серебристо-лиловые рефлексы от одежд отражаются в белых покровах, скользят по телу мертвого Христа. Обратившись к технике лессировок, Шебуев накладывает краску тонкими просвечивающими слоями, достигая особой глубины и чистоты тонов.
Современники вспоминали о картине, что отмеченный «необыкновенной простотой образ не напоминает ни одной композиции давних знаменитых художников, выполнен с особой любовью и чувством дарования еще свежего и сильного, возможного лишь для кисти молодого художника». Цитата свидетельствует о том, что творческие силы Шебуева не угасли вплоть до конца жизни. В год создания «Положения во гроб» художник отмечал пятидесятилетний юбилей преподавательской деятельности в Академии художеств. За это время мастер неоднократно участвовал в исполнении официальных религиозных заказов, в том числе таких крупных, как оформление Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге. Рассматриваемое небольшое произведение мастер написал для себя и хранил в своей мастерской.
В 1855 году картина была предложена вдовой художника, его второй женой В.И. Вальховской, Академии художеств «в счет долгов мужа».