Худяков Василий (1826-1871)
Римская Кампанья. Окрестности Рима
1857
Размер - 56,3 x 74
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5179
Поступило из Московского Румянцевского музея (собрание К.Т. Солдатёнкова). 1925
Василий Худяков – уроженец Симбирской губернии, сын крепостного крестьянина, принадлежавшего сенатору И.П. Поливанову. Благодаря протекции Поливанова даровитый юноша поступил сначала в Строгановское училище, куда принимали крепостных, а затем, в 1843–1847 годах, был учеником Московского училища живописи и ваяния. Как воспитанник училища он был удостоен большой серебряной медали Императорской Академии художеств и звания художника. Получив вольную, в 1848–1850 годах Худяков обучался в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи у профессора А.Т. Маркова и в 1851 году был удостоен звания академика за портрет ректора Академии архитектора А.И. Мельникова. Худяков занимался монументальной живописью, в частности, был одним из тех, кто расписывал Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, писал портреты, но особое признание современников заслужил как мастер историко-бытового жанра. Наиболее известное его произведение – «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853, Третьяковская галерея). Картина, приобретенная П.М. Третьяковым у автора в 1856 году, стала одной из первых в собрании коллекционера.
Среди работ Худякова есть и пейзажные виды, хотя пейзажистом художник не считался. Все произведения этого жанра исполнены в Италии, во время его поездки за рубеж в 1856–1860 годах, и экспонировались на выставке вскоре после возвращения. Несколько подобных этюдов-картин находятся в собрании Третьяковской галереи, в том числе «Итальянский пейзаж» (1858) и «Римская Кампанья. Окрестности Рима». На последней изображены окрестности городка Олевано, расположенного на горе Селеста. Благодаря необычной точке обзора, динамичной композиции, силуэтной обобщенности форм и колористической легкости довольно большое по размеру полотно воспринимается как натурный этюд, покоряя свежестью и непосредственностью взгляда автора на окружающую натуру.