«Сатиры в Аркадии счастливой» – небольшая картина, исполненная на тему из греческой мифологии, характерна для классического искусства. Такие работы создавали идиллический образ золотого века, имели яркий нарядный колорит и пользовались успехом у заказчиков. Они мало отражали индивидуальную манеру авторов, но позволяли им продемонстрировать хорошее знание рисунка, культивируемое в стенах
Академии художеств. Среди картин подобного рода –
«Сатир и вакханка», исполненная Михаилом Скотти в середине XIX века (Третьяковская галерея).
Существует другой вариант «Сатиров…», с иной трактовкой элементов, изменениями в пейзаже и фигурах второго плана (1861, Третьяковская галерея). Технология создания картин различна, однако они исполнены одним автором – различные по форме динамичные мазки умело передают фактуру предметов.
Сатиры – жизнерадостные козлоногие существа, известные пристрастием к вину и распутству. Они составляли свиту бога виноделия Диониса, или Вакха, в честь которого древние греки устраивали вакханалии – празднества с обильными возлияниями и оргиями. Вероятно, на картине изображены Силен и его воспитанник – младенец Дионис, которого сатир научил делать вино и приобщил к тайнам природы. Упоминаемая в названии картины Аркадия – историческая область Древней Греции, ставшая поэтическим образом места счастливой и беззаботной жизни. С ней ассоциируются забавы сатира, раскачивающего на своем копыте ребенка.
Традиционно картина датируется периодом пребывания Худякова в Италии в 1850-е годы. Павел Третьяков, вероятно, приобрел ее у автора, с которым тесно общался после покупки в 1856 году его
«Стычки с финляндскими контрабандистами» (1853, Третьяковская галерея), заложившей основу будущего собрания русской живописи. Сведения о годе приобретения «Сатиров…» не обнаружены; картина недолго находилась у Третьякова. Московский собиратель Иван Цветков, подражавший коллекционеру, купил ее у мастера художественных рам Алоиза Мо в 1886 году. Новый владелец обнаружил на работе подпись французского мастера Габриеля Дуайена, педагога Петербургской Академии художеств, и, убедившись, что она фальшивая, приказал ее смыть. Технико-технологическое исследование 2020 года выявило след уничтоженной подписи и подтвердило авторство Худякова.