Картина является самым известным произведением Ирины Шевандроновой. Широкому зрителю она хорошо знакома по многочисленным воспроизведениям в книжной литературе.
Перед зрителем открывается исключительная по своему обаянию и простоте жанровая сцена: в зимний морозный день дети собрались в сельской библиотеке. Среди них особое внимание привлекает центральная фигура девочки, мечтательно поднявшей лицо над раскрытой книгой. Рядом с ней – ее младший брат. Судя по всему, он еще не владеет грамотой и терпеливо ждет, когда сестра продолжит чтение вслух.
Над этим произведением Ирина Шевандронова работала в период 1953 - начала 1954 годов в доме творчества «Академическая дача». Неподалеку в деревне Кишарино она нашла героев своей картины. Создание полотна выявило главное направление творчества Шевандроновой, которую еще при жизни стали называть художником детской темы. В этой тематике ей удавалось не только проникнуть в суть модели, но и передать характер эпохи.
В картине «В сельской библиотеке (Читатели)» внимательный зритель отмечает детали, отражающие сложности послевоенного времени. «Грубо сколоченные полки, барьер из досок, у которого топчутся ребята, скромные по оформлению книжки и газеты на столе — вот те впечатления, которые легли в основу картины», – вспоминала художница.
Во временном контексте творчество Ирины Шевандроновой следует рассматривать как явление обособленное и в определенной степени крайне важное для русской национальной традиции. Оно продолжает линию детских образов, созданных такими мастерами, как Тропинин и Кипренский, художниками-передвижниками. По точности выраженных характеристик произведения Шевандроновой в двадцатом столетии могут быть сопоставимы только с детскими портретами Аркадия Пластова.