Работа Народного художника РСФСР Ирины Шевандроновой входит в число последних поступлений этого автора в собрание Государственной Третьяковской галереи. Пожалуй, самым известным ее произведением, многократно опубликованным в книжных изданиях, стала картина
«В сельской библиотеке (Читатели)» 1954 года. Она создавалась Шевандроновой в качестве выпускной работы в Московском художественном институте и вскоре была приобретена в собрание музея. В последующие десятилетия этот самобытный мастер зарекомендовала себя как художник детской темы. Ее удивительно трогательные детские образы иногда сопровождались острым социальным подтекстом.
Небольшая по формату картина «За шахматами» раскрывает еще одну грань творчества Ирины Шевандроновой. Здесь изображены ее муж, известный художник-шестидесятник Андрей Тутунов, и восьмилетний сын Михаил, который, повзрослев, также посвятил свою жизнь изобразительному искусству.
Камерная жанровая сцена лишена постановочности. Она выхвачена из потока жизни случайно брошенным, но заинтересованным взглядом автора. Сидящие на диване спокойны и расслабленны, их внимание сосредоточено на шахматной доске, где разыгрывается непростая ситуация. Черные объявили шах королю. Однако партия еще не проиграна, возможности для решающего хода и количество белых фигур позволяют думать о переломе в поединке двух равных соперников, что не ускользает от любящих глаз матери.
Живописный язык картины значительно отличается от академической манеры Шевандроновой 1950-х годов. Он более лаконичен, и важными его составляющими становятся черная линия и аскетичный колорит. В стремлении обновить систему художественных средств Шевандронова шла в ногу с другими мастерами поколения шестидесятых, стоящих у истоков модернизма второй половины ХХ века.