Шевандронова Ирина (1928-1993)
Сцена на улице
1982
Размер - 187 x 104,5
Материал - холст
Техника - масло, темпера
Инвентарный номер - ЖС-7263
Дар В.И. Некрасова. 2018
Детская тема сообщила творчеству Ирины Шевандроновой особенный, узнаваемый характер. Почти всегда мир детства на ее картинах светел и радостен, наполнен оптимизмом и беззаботностью. «Сцена на улице» – едва ли не единственное полотно, где образ ребенка передает ярко выраженную социально-нравственную направленность произведения, усиливает его обличительный аспект. Мальчик ведет по улице пьяного отца, и в глазах ребенка, кажущихся огромными на худеньком, бледном лице, отражаются одновременно страдание и терпение, упорство и решительность.
Ирина Шевандронова соединяет фигуры сына и отца общим темноватым силуэтом на фоне серого асфальта и ярких афиш. В то же время она противопоставляет их образы. Если скрытое наклоном головы и надвинутой кепкой лицо отца напоминает о потере человеческого облика в состоянии опьянения, то светящееся лицо сына – центр композиции, от которого трудно оторвать взгляд. Бледные руки и лицо мальчика кажутся обескровленными рядом с красно-бурым, багровым оттенком кожи отца. Его широкая, приземистая, неряшливо одетая фигура резко контрастирует с вытянутыми пропорциями ребенка, который вырос из своей аккуратной, но уже коротковатой одежды. Для создания образа сына Ирина Шевандронова искала подходящую модель среди детей в деревне Прилуки и выполнила натурный этюд одного из них, а образ отца – собирательный, типический.
Картина отличается почти плакатной остротой и выразительностью. Ее композиция монументализируется за счет укрупнения фигур, выделенных темным контуром, а также обобщенности, локальности и некоторой плоскостности цвета. При этом цветовые отношения не утрачивают сложности и даже изысканности. Для изображения автор выбирает необычный ракурс – вид сверху, поэтому на полотне не остается места для неба. Его отсутствие словно усугубляет земные грехи и пороки, искупить которые дано чистой и светлой детской душе.
Картина Ирины Шевандроновой «Сцена на улице» стала проявлением появившегося у художника нового видения, когда на смену радостному, а порой сентиментальному взгляду на мир и детей пришло понимание глубин и сложностей человеческих характеров и судеб. Но социальный ракурс исследования жизни не изменил отношения художника к детям, в котором соединились теплота, нежность и сострадание.