Шевандронова Ирина (1928-1993)
Русский романс
1980
Размер - 135,5 x 170,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-2613
Поступило из Министерства культуры СССР. 1982
Ирина Шевандронова принадлежала к поколению художников-шестидесятников, но выделялась на их фоне тем, что избегала сложных и напряженных социальных тем. Ее «женский» взгляд придавал творчеству позитивный, романтический, приподнятый над бытовой тривиальностью характер. При этом в работах Ирины Шевандроновой всегда сохранялся дух времени, ощущались особенности эпохи, ее движения и настроения.
«Русский романс» – картина, изображающая типичную для советской действительности московскую посиделку с песнями под гитару и разговорами по душам. За столом собрался самый близкий круг людей, объединенных не только любовью к русскому романсу, но и профессией (все четверо изображенных – художники), а также семейными и дружескими связями. Рядом с собой Ирина Шевандронова изобразила своего мужа, Андрея Тутунова, и играющего на гитаре сына Мишу. Четвертый персонаж – большой и давний друг семьи, художник из Саранска Валентин Попков. Сохраняя портретные черты, Ирина Шевандронова подчиняет индивидуальные особенности общему настроению и единой атмосфере, созданной не только музыкой, но и теплым пламенем горящей свечи. Она озаряет одухотворенные лица неровными, мерцающими бликами и придает окружающему пространству таинственность и романтичность. Синий сумрак окутывает сидящих за столом людей, скрывает детали интерьера и бытовые подробности повседневной жизни. Среди зыбких, загадочных теней угадывается лишь «птица счастья» – деревянная игрушка, воплотившая этнические верования поморских народов. В доме московских художников «поморский голубок» стал отражением того интереса к Русскому Северу, что был характерен для 1960–1970-х годов.
Колорит картины – контрастный, насыщенный – создан сочетанием яркого локального цвета, интенсивность которого гармонизирована ритмом цветовых и тональных пятен. Рожденный пламенем свечи контраст света и тени привлекает Ирину Шевандронову и придает ее живописи свободу и динамичность.
В картине «Русский романс» тесно переплетаются жанровый элемент и портретные характеристики, и она становится парафразом на тему группового портрета в контексте своего времени, в определенной среде, которая соответствует характерам и чувствам персонажей. Романтизируя сюжет, уходя от бытовой тривиальности, Ирина Шевандронова воплощает в живописи переживание душевного подъема и единения.