В картине Эрика Булатова «Тучи растут» воплощен основной принцип оригинальной изобразительной системы художника – синтез натуралистической формы и текстовых конструкций. Будучи одним из лидеров советского «неофициального» искусства, Эрик Булатов еще в 1960-е годы освоил различные художественные техники нонконформизма. Доходящая до иллюзионизма натуралистичность изображения сближала его творчество с фотореализмом; использование советской атрибутики – с соц-артом; применение текстовых фрагментов – с концептуализмом. Как писал сам художник: «Мои картины похожи на плакаты, рекламу и фото-открытки. Они прикидываются полу-художественной анонимной продукцией, но всегда оказываются картинами, настоящими картинами в самом классическом смысле этого слова». Все элементы картин Эрика Булатова направлены на формирование особого характера изображенного пространства, которое развивается одновременно вглубь и на зрителя.
По словам художника, он стремится «пройти сквозь предметный мир, ничего не трогая и не деформируя, чтобы выйти в совсем другое пространство» – пространство искусства и свободы. Туда попадает и зритель, взгляд которого следует по нескончаемому тоннелю, образованному элементами текста, выполненного крупным, броским, «плакатным» шрифтом в сильном перспективном сокращении. Для своих текстовых конструкций Эрик Булатов часто использует минималистические стихи Всеволода Некрасова, которого считает лучшим современным поэтом. При создании картины «Тучи растут» художник обратился к следующим его строкам:
передовые облака
береговые облака
березовые облака
еловые тучи
тучи растут
Текст и изображение удваивают визуальный эффект – следуя за текстом, светлые, легкие («березовые») облака преобразуются в темные, тяжелые («еловые») тучи, а разрастающиеся из глубины слова вместе с движущимися воздушными массами создают напряженную динамику композиции.
В работах Эрика Булатова слово визуализируется и является равноправным персонажем, а связь текстовых конструкций с пространством и другими элементами картины становится ее содержанием.