Работа Эрика Булатова «Картина и зрители» ярко демонстрирует основополагающий признак искусства эпохи постмодернизма – цитирование наследия мировой художественной культуры. Действительно, две трети всей поверхности холста занимает воспроизведение полотна
А. Иванова «Явление Христа народу», а изображению стоящих перед ним зрителей отдан лишь передний план. Объясняя свой выбор и замысел, Э. Булатов говорит, что, по его мнению, именно в этой картине А. Иванова впервые было явлено «важнейшее свойство русского искусства, отличающее его от всех других национальных искусств, – способность включить зрителя в происходящие на картине события». В работе Булатова люди перед полотном Иванова словно оказываются частью толпы, обернувшейся к Иоанну Крестителю. Для этого Булатов немного уменьшил размеры фигур, приблизив их к реальным человеческим пропорциям.
Характерное для большинства работ художника построение пространства, которое развивается одновременно вглубь и на зрителя, очевидно и в этой картине. Здесь, по словам Булатова, возникает целая «анфилада пространств» – Христа, народа, изображенных зрителей, а также живых посетителей галереи, рассматривающих полотно «Картина и зрители» и оказавшихся втянутыми в пространство картины. Живописное произведение становится своего рода порталом, воротами в другой мир. Анфилада пространств, как особая модель восприятия, растворяет границу между реальным и изображаемым, между жизнью и искусством и дает зрителю возможность, как говорит автор, «не рассматривать, а оказаться в другом пространстве».
Чтобы облегчить зрителю вход в картину, Э. Булатов использует художественный язык, близкий фотореалистическим живописным приемам, когда изображаемое воспроизводится на холсте «безо всяких профессиональных смещений и сносок, без каких бы то ни было акцентов, всё как есть». Подобное отсутствие авторского «отпечатка» позволяет зрителю попасть в другое пространство и, значит, выйти из своей повседневности и стать более свободным. «Путь к свободе ведет через пространство искусства», – убежден художник.
Работа Э. Булатова «Картина и зрители» – не только размышление автора о природе станковой живописи, ее взаимоотношениях с окружающим пространством и зрителем, но и своеобразный открытый диалог классического академического искусства и концептуального, постмодернистского.