Михаил Эрасси считается одним из самых типичных представителей русского пейзажа середины ХIХ века. Он происходил из нежинских греков и приходился двоюродным племянником А.Г. Венецианову. С начала 1840-х до 1847 года он учился в школе своего дяди, расположенной в Сафонкове – небольшой деревне Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. С 1847-го по 1852 год Эрасси состоял вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств в Петербурге в классе пейзажной живописи у М.Н. Воробьева. Художник также был пенсионером Общества поощрения художеств.
В 1853 - 1856 годах в качестве пенсионера Академии художеств обучался в Женеве в мастерской швейцарского пейзажиста А. Калама. В 1857 году был удостоен звания академика, в 1862-м - профессора пейзажной живописи. В 1864 году Эрасси жил в Ницце, в 1872-м в Берлине, откуда намеревался вернуться в Малороссию, но остался в Европе. С 1871 по 1895 год он был членом Объединения берлинских художников.
"Пейзаж со стадом" относится к ранним произведениям художника. Он, очевидно, был создан в его второй ученический период – в Академии художеств у М.Н. Воробьева. Судя по стилю архитектурных построек, изображена деревня в одном из уголков Западной Европы. Возможно, это копия с иностранного оригинала, исполненная как учебная работа. Пейзаж необычайно декоративен по цвету. Изображен рассветный или закатный час: лучи солнца озаряют небо с облаками, падают на стены деревенских домов и на песчаную дорогу. Ощущается влияние пейзажей М. Воробьева со столь любимыми им световыми эффектами:
"Вид близ Варны на берегу Черного моря" (1832),
"Вид Дворцовой набережной в Петербурге" (1830-е, оба - Третьяковская галерея).
Иллюзия глубины достигнута в равной степени средствами линейной и воздушной перспективы. Эрасси активно использует прием игры на контрасте теневых и освещенных сторон, что придает пейзажу особую лирическую настроенность и одновременно живой, реальный характер. Для произведения характерна романтическая поэтизация натуры – черта, типичная для творчества М. Воробьева. Вместе с тем, благодаря особой декоративности цвета и тщательной выписанности деталей (листвы деревьев и фигурок животных на переднем плане), данный пейзаж очень близок серии швейцарских видов Эрасси, которые художник выполнит позднее, в 1850-1860-е годы.