Эрасси Михаил (1823-1898)
Рейхенбахский водопад у Мейрингена в Швейцарии
1860
Размер - 65 x 90
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.810
Приобретено П.М. Третьяковым. До 1893
Михаил Эрасси считается одним из самых типичных представителей русского пейзажа середины ХIХ века. Он происходил из нежинских греков и приходился двоюродным племянником А.Г. Венецианову. С начала 1840-х до 1847 года он учился в школе своего дяди, расположенной в Сафонкове – небольшой деревне Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. С 1847 по 1852 год Эрасси состоял вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств в Петербурге в классе пейзажной живописи у М.Н. Воробьева. Художник также был пенсионером Общества поощрения художеств.
В 1853 - 1856 годах Эрасси в качестве пенсионера Академии художеств обучался в Женеве в мастерской швейцарского пейзажиста А. Калама. Ателье Калама было одной из самых популярных пейзажных мастерских в Европе того времени. Его произведения привлекались в качестве образцов для копирования в Петербургской академии художеств. Они периодически появлялись на отечественных выставках и приобретались коллекционерами. В 1856 году Эрасси ходатайствовал об отсрочке на два года своего пребывания за границей для дальнейшего усовершенствования в живописи. Обучение в Швейцарии разрешено было продолжить, и результатом его стали три вида окрестностей Женевы, за которые Эрасси в 1857 году получил звание академика живописи.
Данный пейзаж был создан Эрасси в Швейцарии в период обучения у А. Калама. На полотне художник представляет шумящий водный поток, нагромождение камней, скал, поросших лесом. Все элементы пейзажа в сочетании с грозовыми облаками на небе выражают стихийные силы природы, ее мощь. "Рейхенбах" ("дымящийся ручей") – стометровый по высоте водопад в горной Швейцарии, у входа в долину Розенлауйталь. Н.М. Карамзин, побывав в этих местах, в своих "Письмах русского путешественника" так описывает водопад: "Однако ж я подошел к самому кипящему водоему, или с той яростию воды ископанной яме, в которую Рейхенбах падает с высоты своей с ужасным шумом, ревом, громом, срывая превеликие камни и целые дерева, им на пути встречаемые". Пейзаж исполнен свободным, размашистым мазком, в темной цветовой гамме.
В 1862 за данную картину, а также за "Вид на озеро Четырех Кантонов" (1860, Третьяковская галерея) и "Вид Женевского озера" (местонахождение неизвестно) Эрасси был удостоен звания профессора пейзажной живописи.