Михаил Эрасси считается одним из самых типичных представителей русского пейзажа середины ХIХ века. Он происходил из нежинских греков и приходился двоюродным племянником А.Г. Венецианову. С начала 1840-х до 1847 года он учился в школе своего дяди, расположенной в Сафонкове – небольшой деревне Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. С 1847 по 1852 год Эрасси состоял вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств в Петербурге в классе пейзажной живописи у М.Н. Воробьева. Художник также был пенсионером Общества поощрения художеств.
В 1853 - 1856 годах в качестве пенсионера Академии художеств обучался в Женеве в мастерской швейцарского пейзажиста А. Калама. В 1857 году был удостоен звания академика, в 1862-м - профессора пейзажной живописи. В 1864 году Эрасси жил в Ницце, в 1872-м в Берлине, откуда намеревался вернуться в Малороссию, но остался в Европе. С 1871 по 1895 год он был членом Объединения берлинских художников.
Судя по сюжету, художник мог написать картину до отъезда за границу – либо в период обучения у А.Г. Венецианова, либо в Академии художеств, во время своих посещений окрестностей Выборга. Следовательно, произведение можно отнести к 1840-м - первой половине 1850-х годов. Серия выборгских пейзажей явилась для Эрасси дальнейшим усвоением профессиональных навыков в работе на натуре, с которыми он познакомился в школе Венецианова. Таковы: "Вид близ Выборга" (не позднее 1850, Русский музей). "Пейзаж со жнецами" (1840-е - начало 1850-х, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул). Художник выработал характерную черту своего живописного почерка – стремление к достоверной, почти натуралистической передаче природной формы. В 1852 году за пейзаж "Вид окрестностей Выборга" Эрасси был награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу.
"Русская деревня" родственна перечисленным полотнам художника и по сюжету, и по художественному решению. Изображены несколько деревенских домов. Возле одного из них сидит старик в окружении трех маленьких детей. Молодая крестьянка, кормилица семьи, возвращается с работы с граблями на плече. Эрасси передает атмосферу тихого сельского вечера. Передний план картины погружен в тень, дальний освещен лучами заходящего солнца. Колорит картины построен на сочетании золотистых и коричневых тонов. Произведение отличается от других работ Эрасси – оно выполнено эскизно, пастозными, фактурными мазками. Очевидно, картина являлась одной из его натурных штудий в ученический период.