Касаткин Николай (1859-1930)
Девушка у изгороди
1893
Размер - 98 x 49,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1420
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1894
Николай Касаткин – яркий представитель младшего поколения передвижников. Художник прожил долгую жизнь. Творческий путь живописца начался в 1873 году с учебы в Московском училище живописи ваяния и зодчества у Василия Перова и Иллариона Прянишникова, а завершился в 1930 году во время создания произведений на революционную тему. Николай Касаткин стал первым живописцем Советской России, которому присвоили почётное звание народного художника в январе 1923 года.
Тема нелегкой женской судьбы занимает особое место в творчестве Николая Касаткина. «Девушка у изгороди» – редкий пример лирического произведения живописца, привыкшего изображать трудовые будни рабочих и крестьян. Тема, имеющая глубокие традиции в русском искусстве, воплощена в картине - прекрасном образце пленэрной живописи.
На полотне изображена девушка на фоне весеннего пейзажа. Молодая женщина в ситцевом платье и поношенных башмачках, прислонившись к деревянной изгороди, стоит в молчаливом ожидании. Облик героини с зеленой веткой в руке, в свободной, задумчивой, непринужденной позе наполнен поэтическим чувством. Портретная характеристика одинокой девушки не составляет здесь главной задачи художника, Николай Касаткин стремится создать целостный, гармоничный, неразделимый образ человека и природы.
Картина была представлена на 22-ой выставке ТПХВ в 1894 году. Произведение сразу привлекло внимание широкой публики. В журнале «Нива» репродукцию этой работы с названием «В ожидании» сопровождала романтическая история о том, как героиня картины напрасно ждёт возлюбленного, приходившего к ней прежде на свидание.
«Девушку у изгороди» высоко оценил и Павел Третьяков. «Этюд «Подгородной девушки», о котором просил Вас подождать ответ до моего приезда в Петербург, я оставляю за собой», – писал коллекционер художнику. «Касаткин имеет большую способность к характеристике, и потому от него надо ожидать немало художественных и талантливых новостей по этой части», – отметил художественный критик Владимир Стасов.