Стефано Торелли изображает государыню как счастливую победительницу турок в войне 1768–1774 годов и завоевательницу Новороссийского края. Сюжет картины художник изложил в авторской надписи, сделанной по нижнему краю холста, которую можно перевести как: «Божественным соизволением Екатерина II, августейшая императрица Российская, торжествующая над окончательно побежденными турками и татарами на земле и на море».
Итальянский мастер на тот момент состоял в должности преподавателя Императорской Академии художеств. Он приехал в Петербург в 1762 году по приглашению И.И. Шувалова и оставался в России до конца жизни. В 1763 художник работал в Москве в связи с коронацией Екатерины II. Его работы снискали высочайшее одобрение венценосной государыни. Поэтому в 1768, оставив преподавательскую деятельность в Академии, Торелли становится придворным живописцем императрицы. Он с готовностью улавливал все пожелания высочайшей заказчицы, сделавшись типичным мастером легкого и нарядного придворного стиля
рококо. Безупречное владение мифологическими сюжетами выгодно выделяли иностранного художника среди русских живописцев. А умение обращаться с иносказательной тематикой сделало Торелли непревзойденным мастером полотен на аллегорические темы.
Картина представляет собой декоративную феерию и является синтезом группового портрета и исторической картины. В ней соединены изображения конкретных исторических лиц и вольная фантазия художника, условность изящного колорита, декоративность композиции и документально точные детали.
Екатерина II предстает перед зрителем в образе богини Минервы, которая в римской мифологии была покровительницей мудрости и искусств. Она восседает на триумфальной колеснице, окруженная аллегорическими изображениями благодарных народов, населявших южные рубежи Российской империи. Парящие в небесах крылатые славы трубят ей победу и венчают лавровым венком. Возглавляет шествие Г.Г. Орлов – фаворит императрицы, который, согласно историческим свидетельствам, не принимал участия в боевых действиях против турок. Он изображен перед колесницей Екатерины с бриллиантовым портретом государыни на груди. Государыню сопровождают женщины в восточных костюмах, вельможи в античных доспехах (поверх древнеримского костюма у них надеты ленты кавалеров ордена Св. Георгия), воины и ближайшие сподвижники: А.Г. Орлов, П.И. Панин, В.М. Долгорукий, Н.В. Репнин, Ф.Г. Орлов и граф П.А. Румянцев, который заказал картину в качестве подарка для «матери отечества». Портрет полководца был написан с его 18-летнего младшего сына Сергея Петровича. Завершают шествие: фельдмаршал A.M. Голицын, генерал-аншеф П.Г. Племянников, адмирал С.К. Грейг и барон О.А. Вейсман – один из лучших генералов екатерининской эпохи.
Ранее картина находилась в собрании Эрмитажа. В 1828 году она была подарена Николаем I в Румянцевский музей, который был создан в Петербурге по завещанию графа Николая Петровича Румянцева на основе его коллекций.