Этот эскиз к большой картине (конец 1760-х (?) Государственный Русский музей) написан итальянским художником, работавшим в России, портретистом и декоратором Стефано Торелли. В 1762–1768 годах он преподавал в Академии художеств в качестве профессора по приглашению И.И. Шувалова. С 1768 года являлся придворным художником императрицы Екатерины II.
Полотно представляет собой типичную декоративную аллегорическую композицию, исполненную в стиле рококо – легкое, грациозное произведение, выполненное в свободной живописной манере, в ярких, приятных для глаз тонах. Екатерина представлена в любимой своей роли – богини мудрости Минервы – на ней античный шлем с перьями. Женские фигуры, олицетворяющие муз – покровительниц искусств, а также трое резвящихся амуров, летящая фигура Славы над ее головой, условный, решенный в розовато-голубых тонах декоративный пейзаж на дальнем плане, античные руины – все это служит рамой для главной героини. В центре у ног Екатерины – муза истории Клио, записывающая в книгу великие свершения правительницы, и рядом с ней – Сатурн с косой, олицетворяющей время, не властное над деяниями императрицы.
Аллегория, изображающая императрицу в образе античной богини, – чрезвычайно распространенное явление в искусстве XVIII столетия. Примерами этому являются картины:
«Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами» С. Торелли (1772),
«Аллегория на Чесменскую победу» Т. Роде (1771).
Поводом для создания такого рода произведения мог послужить грандиозный уличный маскарад «Торжествующая Минерва», завершивший коронационные торжества в Москве зимой 1762–1763 годов. Он в аллегорической форме прославлял Екатерину II как мудрую государыню, равную античной богине, покровительницу наук и искусств. Весь цвет русской культуры того времени принимал участие в подготовке этого грандиозного зрелища. В шествии-представлении участвовало свыше четырех тысяч человек и двухсот колесниц. Стихи к маскараду писал поэт Михаил Херасков, хоровые песнопения сочинял драматург Александр Сумароков, театральная часть торжеств была возложена на основателя русского театра Фёдора Волкова. Аллегорические фигуры маскарада утверждали «славу добродетели» и осмеивали «гнусности порока». Хор воспевал восшествие на престол Афины-Паллады или, в римской мифологии, – Минервы, приглашая к ликованию воздух, землю, воду и российские народы.
Сама Екатерина наблюдала шествие из дома президента Академии художеств Ивана Бецкого в первый день представления.