Портрет, созданный кистью придворного художника Екатерины II Стефано Торелли, обладает высокими художественными достоинствами. Он выполнен в характерной для итальянского мастера барочной манере с использованием изысканного колорита, построенного на сочетании пастельных тонов, и «живой» фактуры. Художник наполняет движением живописную поверхность, изображая бегущие по небу облака, колышущуюся листву, развевающиеся, словно от ветра, локоны парика и полы кафтана.
Подвижное, с изменчивой мимикой лицо модели производит впечатление живого благодаря виртуозной лепке маленькими динамичными мазками. Несмотря на пристальное внимание живописца к лицу Нарышкина, на использование поясного среза фигуры, изображение тяготеет к типу полупарадного портрета.
Торелли изображает немолодого вельможу на пике его карьеры. Нарышкин представлен в мундире службы придворной охоты, так как с 1757 года имел чин обер-егермейстера. Его грудь украшают ордена Св. Андрея Первозванного (1760) и Св. Александра Невского (1744). Главная задача портрета – рассказать зрителю о многочисленных заслугах модели на государственном поприще. Однако меткая кисть талантливого живописца правдиво подмечает признаки широкой барской натуры Нарышкина. В чертах самодовольного холеного лица, в уверенной манере держать себя проглядывает любовь к сибаритству и роскоши. Современники говорили о Нарышкине как о первом щеголе своего времени. Именно ему принадлежит идея завести оркестр роговой музыки, ставший примером для подражания других вельмож, а превосходные представления его домашнего театра посещали высочайшие особы.
Семён Кириллович Нарышкин (1710–1775) происходил из знатного рода, приближенного к императорской династии. В Третьяковской галерее есть
портрет неизвестного художника, на котором представлена его мать, Анастасия Яковлевна Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая, и две старшие сестры, Александра и Татьяна. Татьяна Кирилловна вышла впоследствии замуж за генерал-адмирала М.М. Голицына-младшего. Их сын, князь А.М. Голицын, занимался строительством Голицынской больницы в Москве и завещал ей свою огромную коллекцию картин и скульптуры. Рассматриваемый портрет С.К. Нарышкина изначально происходил из собрания Голицынской больницы, куда попал, вероятно, через племянника представленной модели. Три портрета самого князя А.М. Голицына также хранятся в Третьяковской галерее:
один живописный кисти Д.Г. Левицкого (1772) и два скульптурных работы Ф.И. Шубина (1773,
мрамор и
бронза).