Почти пятьдесят лет своего творчества Андрей Тутунов посвятил небольшой, расположенной на берегу Оки, деревне Прилуки, которая, по признанию самого художника, стала для него «тем вожделенным местом, без которого не представлял себя и куда уезжал при первой возможности». В приобретенном деревенском доме нередко гостили и работали его друзья – живописцы Алексей Грицай, Игорь Попов, Андрей Макаров и, конечно, Виктор Попков, с которым Андрей Тутунов в очередной раз приехал в Прилуки ранней весной 1973 года. Эта поездка оказалась необыкновенно плодотворной для них обоих, поскольку сделанные тогда этюды воплотились в картины, хранящиеся теперь в собрании Государственной Третьяковской галереи.
Картина «Попков в Прилуках» была написана в 1974 году, уже после трагической гибели художника. В этой работе Андрей Тутунов воспроизводит композиционное решение натурного этюда и изображает интерьер своего дома – старые широкие доски на стенах, потолке и полу, окна с кружевными занавесками, накрытый скатертью стол с букетом вербы, стоящие вдоль стен деревянные лавки. В какой-то момент работы над этюдом Андрей Тутунов попросил Виктора Попкова присесть на лавку около стола. Виктор присел, но потом встал и подошел к окну, уперся рукой в оконную раму и стал внимательно вглядываться вдаль. В этой позе он запечатлен и на картине «Попков в Прилуках».
Помимо композиционного построения полотно сохраняет также и цветовое решение первоначального этюда, когда теплый медовый цвет старых досок, рефлексируя, окрашивает все предметы в комнате и лишь слегка контрастирует с холодным светом, идущим от окон, за которыми угадываются голые ветви деревьев и последний снег ранней весны. Во всем интерьере разлит покой и уют деревенского дома. Но даже особая гармония сближенного колорита не может развеять ощущение тревоги и обреченности, идущие от одинокой фигуры Виктора Попкова, стоящего у окна. Его темный сутуловатый силуэт, худощавое телосложение, безвольно висящая на перевязи сломанная рука и особенно напряженный, словно высматривающий какую-то опасность взгляд придают изображению щемящее предчувствие надвигающейся беды.
Пребывание двух художников в Прилуках ранней весной 1973 года вылилось в удивительное сотворчество двух разных авторов. Сделанные Виктором Попковым несколько карандашных набросков Андрея Тутунова и небольшой этюд маслом – букет вербы в деревенской кринке, легли в основу портрета
«Андрей в Прилуках» (1973, Государственная Третьяковская галерея). Андрей Тутунов использовал свой натурный этюд в картине
«Попков в Прилуках» (1974) и в работе
«Последняя весна» (1976). Полотно 1978 года
«Памяти Попкова» (все три – в собрании Государственной Третьяковской галереи) также наполнено воспоминаниями о выдающемся художнике и ассоциациями с его творчеством.