Торопов Фома (1821-1898)
Натюрморт
1840-е
Размер - 81,5 x 99,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-728
Приобретено у Т.М. Малкиман. 1974
Композицию полотна определила фламандская традиция изображения фруктовых и овощных лавок. Изобилие цветов, фруктов, ягод и овощей демонстрирует богатые плоды натурального помещичьего хозяйства. В русских усадебных оранжереях выращивали даже экзотические фрукты. Все дары природы щедро разложены и расставлены на столе. Слева на маленькой скамеечке лежат гиацинт, тюльпан и ветка гортензии. В вазе стоит букет из садовых и полевых цветов – георгина, настурций и лилий. На переднем плане на краю стола изображены персики на зеленых листьях, ягоды малины в бумажном кульке, гроздь винограда, редкий в России ананас. Справа – опрокинутый стакан с цветком белой лилии, персики и ветка с ягодами черешни. Во втором ряду завершают композицию корзина с абрикосами и виноградом, тыква и цветок в горшке – целозия. Художник проявляет интерес к мелким деталям: слева на цветочном стебле он написал бабочку, на персике – пчелу.
Изображению свойственно сочетание точного рисунка с насыщенными красками: белой, красной, голубой, желтой, зеленой. Свет в картине угадывается по контрасту освещенных и погруженных в тень лепестков цветов.
В своем творчестве Торопов проявил себя как приверженец принципов академического искусства, которые сочетали натурализм с общей идеализацией изображаемого. Вместе с тем русский академический натюрморт первой половины ХIХ века равнялся на образцы голландской и фламандской живописи ХVII–ХVIII столетий. Для натюрмортов голландской школы характерно виртуозное мастерство, насыщенный, богатый колорит и разнообразие композиционных решений. В картине Торопова проявились именно эти особенности.
В соответствии с традициями голландского натюрморта в изображении цветов и насекомых можно усмотреть скрытую символику. Лилия – символ чистоты и невинности, бабочка намекает на скоротечность жизни. Всё в целом олицетворяет бренность бытия. В русском обществе первой половины ХIХ века язык цветов бесконечно варьировался. Впрочем, искать в изображении каждого цветка или плода тайный смысл представляется не совсем правильным. Скорее, это живая достоверность, внимание ко всему, что выражает полноту жизни природы.