Портрет Е.К. Тороповой
Патрон шедевра
Торопов Фома (1821-1898)
Портрет Е.К. Тороповой
Середина 1840-х
Размер - 136,4 x 100
Материал - холст дублирован
Техника - масло
Инвентарный номер - Ж-920
Приобретено у К.В. Круглова.1980
Фома Торопов происходил из крепостных крестьян Костромской губернии. Первым учителем мальчика, получившего в 1830 году вольную, был его отец Г.И. Торопов. Позднее молодой живописец смог продолжить образование в Императорской Академии художеств. В 1855 году он был удостоен звания академика. Торопов был известен как портретист, мастер натюрморта, а также декоративных росписей и образов для церквей. Помимо занятий живописью Торопов преподавал в Николаевском сиротском институте в Петербурге.
Портрет жены Торопов исполнил, очевидно, сразу после свадьбы (1844), в период своего обучения в Академии. Евдокия Каллистратовна была дочерью сторожа Московского почтамта К.П. Островцева.
Портрет решен в традициях парадного репрезентативного полотна большого формата с поколенным изображением модели. Молодая супруга одета в нарядный костюм: пышную белую юбку с оборками и красный, облегающий фигуру жакет. В ее руках платок со срезанными розами, прическу также украшает алый цветок. Евдокия Каллистратовна представлена, вероятно, на фоне оранжереи, о чем говорят экзотические растения вокруг нее и архитектурные детали.
Колорит портрета построен на сочетании смелых насыщенных тонов: зеленого, красного, белого. В декоративной красочности проявилось мастерство Торопова-натюрмортиста. Это также сказалось и в интересе к разнообразным предметам окружающего мира. Художник тщательно выписывает лепестки и листья растений. Не ускользают от его внимания и мельчайшие детали туалета жены – кружева, пуговки, золотые серьги и браслет.
Символика цветов учитывалась в классическом искусстве того времени. Роза всегда считалась символом любви. Благодаря ей художник выражает свое чувство к жене и любование ею.
Приобретенный в 1980 году портрет достойно пополнил коллекцию произведений Торопова в Третьяковской галерее.