Гринберг Владимир (1896-1942)
Гурзуф. Кипарис
1937
Размер - 44,3 x 63,8
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - РС-17091
Приобретено Фондом поддержки Государственной Третьяковской галереи на спонсорские средства компании «Нексиа Пачоли» у Е.Г. Иткиной, племянницы художника (Санкт-Петербург). 2021
С середины 1930-х годов Владимир Гринберг, помимо масляной живописи, с увлечением работал в технике акварели. В воспоминаниях о художнике его брат, архитектор Григорий Гринберг, отмечал: «В этом материале он достигает высокой виртуозности. Исполненные в акварели листы – яркие по колориту, наполненные воздухом пейзажи, цветы и множество портретов жены». Художник писал серии акварелей во время поездок – изображал местность, где протекает река Пчёвжа в Ленинградской области (1934, 1936), Углич (1935), Гурзуф (1937), Геленджик (1939), а также многочисленные виды Ленинграда (1930-е – начало 1940-х).
В поселке Гурзуф в Крыму Гринберг с женой Верой Евгеньевной жили в августе 1937 года, там были выполнены пейзажи в технике масляной живописи и акварели. На вечере памяти Владимира Гринберга в 1946 году художник Лев Британишский рассказывал об их случайной встрече и общении в Гурзуфе, где Гринберг показал ему свои работы: «Там были и натюрморты с фруктами, и портрет его жены, и море в бурную погоду, и масса зарисовок пером».
Акварели, принадлежащие к этой серии, сейчас хранятся в Государственном Русском музее, Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Брянском областном художественном музее, Государственном художественном музее Алтайского края. В 2021 году две работы – «Гурзуф» и «Гурзуф. Кипарис» – пополнили собрание Третьяковской галереи. Вариант второй акварели под названием «Пейзаж. Гурзуф. Кипарис» находится в музее Барнаула.
Гринберг изобразил береговую линию и самый узнаваемый вид поселка – силуэт Аю-Дага (Медведь-горы) слева и одну из скал Адалары справа. Так выглядел Гурзуф от национализированной в 1922 году дачи Константина Коровина «Саламбо», где после Великой Отечественной войны был организован Дом творчества Художественного фонда. Гринберг будто бы изучает особенности восприятия пейзажа, подчеркивая контрасты между предметами первого и дальнего планов, и рационально выстраивает пространство внутри листа. Сохранение чистоты цвета и прозрачности краски – предмет особой заботы автора, что и создает эффект легкости, наполненности марины воздухом и светом. Упрощение формы объектов, которые изображает художник, для придания им особой выразительности – характерный прием его искусства 1930-х годов.