Гринберг Владимир (1896-1942)
Летний день
1936
Размер - 42,3 x 55
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - РС-17089
Приобретено Фондом поддержки Государственной Третьяковской галереи на спонсорские средства компании «Нексиа Пачоли» у Е.Г. Иткиной, племянницы художника (Санкт-Петербург). 2021
Акварель «Летний день» датирована автором 1936 годом. На первом плане слева Владимир Гринберг изобразил женщину в профиль. Основное пространство листа отдано пейзажу, который исполнен в технике «по-сырому», когда водяная краска наносится на влажный лист бумаги, и контуры отдельных пятен цвета расплываются. С помощью такого приема чаще всего изображают небо с тающими облаками, но в данном случае он применен более широко.
В акварелях середины 1930-х художник заостряет внимание на возможностях именно этой техники. Он часто работает пятнами цвета, использует свойства водяных красок растекаться и создавать подвижную, наполненную влагой и воздухом среду на листе бумаги. Проблема построения пространства часто менее акцентирована, чем в живописи Гринберга, но она решается благодаря умению рядоположить несколько планов. В работе «Летний день» дерево и женская фигура в розовых, сиреневых, коричневых тонах акцентируют первый план и четко отделяют его от буйства зелени второго и третьего планов. То обстоятельство, что женщина изображена в профиль, ее силуэт читается на фоне луга и дальнего леса, еще больше подчеркивает это поплановое построение и пространственное решение всей композиции. Гринберг по меньшей мере дважды реализовал свой замысел – на обороте акварели «Гурзуф. Кипарис» 1937 года, поступившей в фонды Третьяковской галереи в 2021 году, есть вариант того же произведения с женской фигурой в профиль. Он исполнен более обобщенно, исключительно «по-сырому», без детализации крупных пятен цвета.
Заслуживает внимания и модель художника. Он изобразил свою жену Веру Евгеньевну Вольф, в замужестве Гринберг (1893–1967), которая окончила Рисовальную школу Общества поощрения художеств, в 1930-е годы работала в разных библиотеках Ленинграда, в Книжной палате, хорошо владела пятью европейскими языками и выполняла переводы для Института физиологии РАН, Ленинградского государственного университета. Гринберг запечатлел Веру Евгеньевну десятки раз в самых разных техниках, по числу изображений она лидирует в его творчестве, преобладая даже над автопортретами, к которым мастер обращался весьма часто.