Гринберг Владимир (1896-1942)
Гурзуф
1937
Размер - 44 x 64
Материал - бумага
Техника - акварель
Инвентарный номер - РС-17090
Приобретено Фондом поддержки Государственной Третьяковской галереи на спонсорские средства компании «Нексиа Пачоли» у Е.Г. Иткиной, племянницы художника (Санкт-Петербург). 2021
С середины 1930-х годов Владимир Гринберг, помимо масляной живописи, с увлечением работал в технике акварели. В воспоминаниях о художнике его брат, архитектор Григорий Гринберг, отмечал: «В этом материале он достигает высокой виртуозности. Исполненные в акварели листы – яркие по колориту, наполненные воздухом пейзажи, цветы и множество портретов жены». Художник писал серии акварелей во время поездок – изображал местность, где протекает река Пчёвжа в Ленинградской области (1934, 1936), Углич (1935), Гурзуф (1937), Геленджик (1939), а также многочисленные виды Ленинграда (1930-е – начало 1940-х).
В поселке Гурзуф в Крыму Гринберг с женой Верой Евгеньевной жили в августе 1937 года, там были выполнены пейзажи в технике масляной живописи и акварели. На вечере памяти Владимира Гринберга в 1946 году художник Лев Британишский рассказывал об их случайной встрече и общении в Гурзуфе, где Гринберг показал ему свои работы: «Там были и натюрморты с фруктами, и портрет его жены, и море в бурную погоду, и масса зарисовок пером».
Акварели, принадлежащие к этой серии, сейчас хранятся в Государственном Русском музее, Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ–ХХI веков, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Брянском областном художественном музее, Государственном художественном музее Алтайского края. В 2021 году две работы – «Гурзуф» и «Гурзуф. Кипарис» – пополнили собрание Третьяковской галереи. О высокой оценке первой из них свидетельствует тот факт, что под названием «Гурзуф. Утес» она демонстрировалась на двух персональных выставках Гринберга, которые прошли в Ленинградском отделении союза художников в 1946 и 1976 годах.
Произведение было исполнено за один сеанс, без предварительного рисунка. Художник блестяще использовал свойства водяной краски, подчеркнув ее прозрачность, способность передавать далекие воздушные перспективы. Скалистый утес, который громоздится над морем, приобретает легкость, его очертания на фоне неба и воды очень определенны, но в то же время будто бы тают, пронизанные солнечным светом. Многоцветная, сложная по живописи масса деревьев и прочей южной растительности на первом плане исполнена чистыми прозрачными красками. «Легкое дыхание» этой живописи на бумаге убеждает в мастерстве художника, демонстрирует лучшие возможности техники акварели.