"Проклятое поле". Место казни в древнем Риме. Распятые рабы
Патрон шедевра
Бронников Федор (1827-1902)
"Проклятое поле". Место казни в древнем Риме. Распятые рабы
1878
Размер - 123,5 x 211,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1802
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1882
Федор Бронников – русский художник второй половины XIХ века, профессор исторической живописи Императорской академии художеств. Он родился в небольшом уральском городе Шадринск Пермской губернии, однако большую часть жизни провел в Италии. Помимо произведений на темы из истории Древнего Рима и Средневековья, Бронников писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены. Художник достиг определенной известности и почитания среди итальянской интеллигенции, похоронен на римском некатолическом кладбище Тестаччо.
Полотно «Проклятое поле» – это трагический живописный рассказ о жестокой расправе над рабами. Распятие на кресте, как вид позорной и мучительной казни, был издавна известен в Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Но широкое распространение эта форма наказания получила в Древнем Риме. К такой смерти приговаривали особо опасных преступников: бунтовщиков, изменников, военнопленных, разбойников, беглых рабов. К примеру, после подавления восстания Спартака все взятые в плен рабы, около шести тысяч человек, были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги от Капуи до Рима.
Зачастую казнь сопровождалась целым ритуалом. Ей предшествовала обличительная процессия, в ходе которой осуждённому приходилось нести так называемый патибулум (patibulum), тяжелый деревянный брус, который потом служил горизонтальной перекладиной креста. Согласно Евангелию, в римской провинции Иудее, Иисус Христос был подвергнут распятию, что сделало крест символом христианской религии. Подобному наказанию подверглись многие христианские мученики, например, апостолы Андрей и Петр. Распятие как вид казни отменил римский император Константин, принявший христианство, в четвертом столетии нашей эры.
На картине Бронникова изображены стоящие вдоль дороги кресты в форме буквы «Т» (crux patibulata), к которым пригвождены распятые. На большом полотне художник совмещает каноны академической живописи и приемы реализма, предоставляя зрителю возможность рассмотреть все детали картины и проникнуться духом трагедии. Плачущая от горя женщина, уходящие по тропинке палачи, греющиеся у костра воины-охранники, воющая собака, черные птицы, надвигающаяся дождевая туча дополняют мрачный сюжет «проклятого поля» и усиливают гнетущую атмосферу произведения.