Развал
Патрон шедевра
Сорокин Евграф (1821-1892)
Развал
1864-1865
Размер - 109 x 187,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5822
Поступило из Ленинградского музейного фонда. 1924
Художник Евграф Сорокин редко обращался к подобным городским пейзажам, предпочитая сцены из итальянской жизни или групповые семейные портреты. С Москвой связана вся жизнь художника, он стал одним из авторов росписей Храма Христа Спасителя, позже преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Полотна мастера отличают тщательность исполнения, четкая выписанность малейших деталей, а цветовая палитра всегда полна ярких красок – результат его пребывания в Италии.
Сорокин пишет большую картину «Развал», где голосами многолюдной пестрой толпы словно воскрешаются истории бытописателя Москвы – Владимира Гиляровского. Город оживал на многочисленных толкучих рынках и торговых развалах, которых в Москве было несколько. Считается, что Сорокин изобразил развал на Смоленском рынке, ныне на этом месте начало улицы Арбат. Рынок на Арбате возник вскоре после чумы 1777 года: во избежание распространения эпидемии торговать подержанными вещами разрешено было только по воскресеньям. В 1820-х годах, сильно расширившись — от Сенной площади до Проточного переулка, рынок работал ежедневно и, также как знаменитая Сухаревка, был средоточием торговли антикварными и художественными произведениями и хозяйственной утварью.
На картине Сорокина — изображено множество самых различных товаров. Старинные церковные иконостасы соседствуют с коронационными портретами императора Александра II и императрицы Марии Александровны, портретом полководца Александра Суворова, гипсовыми бюстами писателей Ивана Крылова и Александра Пушкина. Тут же — свежеизготовленная продукция бондарей и шорников: бочки, ведра, конская упряжь. На заднем плане возвышается церковь, архитектура которой выглядит на манер типичной «московской». В действительности она не похожа ни на один из окружавших Смоленский рынок храмов. Очевидно, созданный художником вид следует считать собирательным образом московского рынка.