Свидание
Патрон шедевра
Сорокин Евграф (1821-1892)
Свидание
1858
Размер - 138 x 100,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5155
Поступило из Московского Публичного и Румянцевского музеев. 1925
Первые художественные навыки Евграф Семёнович Сорокин получил у ярославского иконописца Ф.И. Телегина и начал свою профессиональную карьеру с росписи церквей. В 1841–1848 годах обучался в Императорской Академии художеств, где прославился как один из самых талантливых и деятельных учеников исторического живописца А.Т. Маркова. В 1850-е годы как пенсионер Академии Сорокин посетил Германию, Бельгию, Францию, Испанию и вожделенную для художников Италию. Его итальянские впечатления легли в основу большеформатной картины «Свидание».
В связи с активной практикой художников за границей, которая приобрела регулярный характер после окончания наполеоновских войн, так называемый итальянский жанр получил широкое распространение в живописи первой половины XIX века. При этом художники, как правило, обходили вниманием социальные проблемы итальянского народа и предпочитали показывать его жизнь в романтическом ключе. Мастера впечатлялись величием античной цивилизации, экзотической природой и культурной одаренностью нации, что помогало им эстетично отражать «итальянский колорит».
У высокой, поросшей виноградом калитки изображены юноша и девушка. Неловкие позы, стесненные жесты и потупленные взгляды передают сложный характер любовной беседы. Художник увлеченно воплощает все детали их национального костюма. Окутанные рассеянным солнечным светом, в окружении сочной зелени фигуры молодых людей в ярких одеждах – главный декоративный акцент картины. Звучный колорит, сочетающийся с четко выстроенной композицией и точной моделировкой форм, указывает на высочайший уровень академической подготовки автора полотна.
Картина «Свидание» была впервые показана публике в Риме весной 1858 года на выставке работ художников, устроенной для великой княгини Елены Павловны. Там она была приобретена коллекционером К.Т. Солдатёнковым у самого Е.С. Сорокина, а в 1901 году по завещанию владельца передана в Московский Румянцевский музей. Картина имела большой успех у ценителей искусства и неоднократно копировалась.