Орлов Пимен (1812-1865)
Портрет Марии Аркадьевны Бек
1839
Размер - 44,3 x 36,7
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.4830
Поступило из Государственного музейного фонда. 1921
Работа Пимена Орлова – один из многих русских портретов, исполненных во второй половине 1830-х годов под влиянием полотен Карла Брюллова. Фарфоровые лица с тонкими чертами – таков идеальный женский образ этой эпохи. Художники умели отыскивать его в своих моделях, даже создавая портреты с натуры. При этом они правдиво передавали и подлинный облик позирующих особ.
Портрет написан спустя год после получения аттестата на звание художника в Императорской Академии художеств. Уже в это время Орлов работал по заказам высшего общества Петербурга. Скульптор Н.А. Рамазанов вспоминал, что живописец был всегда верен своему слову и совестлив в отношении своей работы, чем нравился публике. Одним из таких заказов стал этот портрет, запечатлевший двадцатилетнюю жену дипломата и камер-юнкера И.А. Бека – Марию Аркадьевну, урожденную Столыпину. Спустя год ее большой парадный портрет исполнит и учитель Орлова – Карл Брюллов (1840).
Несмотря на небольшой размер полотна, Орлов пишет поколенный портрет, содержащий множество мелких подробностей. Различные аксессуары художник воспроизводит на картине с не меньшей тщательностью, чем черты лица модели. Он предлагает зрителю полюбоваться летучей прозрачной тканью затейливых рукавов платья, цветущей розой в волосах портретируемой.
Контрастная и яркая цветовая гамма полотна создает жизнеутверждающее праздничное настроение. Красные тона накидки и платка переходят в тени того же цвета на платье, лепестках розы, лице модели. В портрете угадывается мечта художника о встрече с щедрой природой Италии, хорошо знакомой Орлову по картинам Брюллова и других живописцев. Спустя два года Орлов получил возможность отправиться в Италию, где прожил всю оставшуюся жизнь. Портрет М.А. Бек предвосхищает многочисленные образы миловидных красавиц на фоне виноградной листвы, типичные для итальянского периода творчества художника.