Нивинский Игнатий (1881-1933)
В студии перед зеркалом
1917
Размер - 66,5 x 50,9
Материал - картон
Техника - офорт, акватинта
Инвентарный номер - Инв.19724
Из собрания М.С. Базыкина. 1931
Художественный талант Игнатия Нивинского с равной силой проявился во многих сферах – живописи, графике, архитектуре и сценографии. В начале 1910-х Нивинский много работал в монументально-декоративной живописи, оформлял интерьеры общественных и жилых зданий, став одним из самых востребованных художников-монументалистов своего времени. С 1912 года Нивинский начал работать как офортист, овладев разнообразными приемами этой сложной гравировальной техники.
Работа «В студии перед зеркалом» демонстрирует одну из основных техник офорта ‒ акватинту, которая дает плавные переходы тона и мягкость фактуры, как будто имитируя рисунок тушью или акварелью. В сцене с натурщицей Нивинский использует распространенный прием автопортрета ‒ отражения в зеркале художника. Автопортрет фиксирует не только физиогномические черты художника, но и его метод работы ‒ рисование офортной иглой с натуры прямо на доске. Зеркало удваивает изображение натурщицы, позволяя совместить в одной композиции два разных ракурса, и создает сложный пространственный эффект интерьера в «зазеркалье».
Игнатий Нивинский был одним из родоначальников московской школы эстампа; его работы стали классикой отечественного офорта. В 1912 году на собственные средства он построил дом-студию на 2-й Мещанской (ныне ул. Гиляровского), где с тех пор жил и работал. Студия Нивинского со временем превратилась в заметный культурный центр Москвы, где художники обучались технике офорта, устраивались выставки и художественные вечера, читались доклады. После смерти художника, по его завещанию, в 1934 году студия была передана Московскому союзу художников, и просуществовала как мастерская для всех художников-граверов вплоть до 1990-х.