Улица Горького
Патрон шедевра
Злотников Юрий (1930-2016)
Улица Горького
1959
Размер - 202,5 x 191
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-6545
Поступило от МК СССР, приобретено у автора. 2004
Имя Юрия Злотникова стало известно благодаря представленной им в конце 1950-х абстрактной серии «Сигналы». Хотя именно абстрактная живопись стала главным направлением в искусстве Злотникова, на протяжении более чем полувекового творческого пути художник создавал и фигуративные полотна, к числу которых относится «Улица Горького».
На рубеже 1960-х широкому кругу советских зрителей открылся новый пласт неизвестного им ранее искусства, которое они увидели на международном фестивале, проходившем в Москве, на выставках современного американского и европейского искусства. Художников же эти экспозиции познакомили с новым пластическим языком и способствовали формированию другого отношения к жизни, иного видения, а с точки зрения профессиональной – помогали разрабатывать индивидуальный язык, который отвечал бы ритму современности. Происходило и обращение к новым темам, среди которых – жизнь обычного человека, сцены из городской повседневности. Но главным стала абсолютная свобода автора в выборе сюжета и стиля.
Картина «Улица Горького» датирована годами «оттепели» и проникнута особым духом романтики и свободы, который молодой художник уловил и перенес на полотно. Фрагмент улицы Горького изображен будто не в фокусе, что создает ощущение мимолетности и скоротечности изображенной сцены. Освещенные ярким весенним солнцем прохожие стремительно проходят мимо витрин улицы Горького – главной торговой артерии столицы. Часть их движется на зрителя, другая часть – в противоположном направлении. Злотников строит композицию так, что создается эффект, будто зритель вовлечен в это движение и идет вместе со всеми. Фрагмент улицы написан нарочито этюдно, нечетко, с ярко выраженным графическим акцентом, что напоминает остановленный кадр городской хроники, снятой оператором «с руки». В этом приеме чувствуется знание Злотниковым современного кинематографа, в частности итальянского неореализма, и любовь к нему.