В 1907 году по приглашению великой княгини Елизаветы Фёдоровны Алексей Щусев начинает работу над Покровским собором Марфо-Мариинской обители в Москве.
В 1908 архитектор создает проект, в котором разрабатывает не только западный и южный фасады, но и размышляет о расположении иконостаса и росписей, помещая на тот же лист соответствующий разрез здания.
В качестве источника вдохновения Щусев обратился к кремлевскому собору Спаса Преображения на Бору. Однако по мере разработки проекта в нем все отчетливее звучали мотивы псковско-новгородской архитектуры. Подчеркнуто древнерусский образ храма должен был вторить желанию Елизаветы Фёдоровны обратиться к истокам, корням монашеского служения.
В первоначальном варианте проекта Покровского храма Щусев заложил композиционную основу будущего сооружения: план в виде латинского креста с развитой осью запад — восток за счет примыкания трапезной-аудитории, задуманной для проведения собраний и лекций. С северной стороны предполагалась ризница, а с южной — придел-часовня с отдельным входом, как место уединения для великой княгини. Над главным порталом западного фасада и на наружных стенах трапезной планировалось разместить полихромные живописные композиции, на приделе намечена орнаментальная каменная резьба. На отведенном участке Щусевым задуманы также сторожка с часовней при воротах, ограда, питьевой фонтан и колодец. Все объекты составляют единый архитектурный ансамбль.
По окончании строительства в 1909 году Михаил Нестеров писал: «…теперь можно безошибочно сказать, что это одно из самых художественных созданий церковной архитектуры новейшего времени».