В связи со стремительным ростом железных дорог возникла необходимость на месте старого Рязанского вокзала в Москве построить значительно более крупное сооружение — современный транспортный узел. По замыслу заказчика Николая фон Мекка, новый вокзал должен был стать «замковым камнем», столицей его железнодорожной империи, связывающий самые отдаленные точки Российской империи, ее европейскую и азиатскую территории. Правление Общества Московско-Казанской железной дороги объявило конкурс на проект нового вокзального комплекса под девизом «Ворота на Восток», победителем в котором становится Алексей Щусев. В поисках художественного решения архитектор исполнил множество вариантов проекта, прибегая к различным стилистическим и историческим источникам. Весной 1914 он находит идеальный вариант , остановившись на стилизации под «нарышкинское барокко». Даже в своем названии, даже в своей исторической необходимости и оправданности – это был компромиссный стиль, соединяющий восток и запад, примиряющий их.
На эскизе 1915 года облик вокзала найден, определен его ассиметричный живописный силуэт со стороны Каланчевской площади, его основная высотная доминанта, вид и расположение остальных башен, цветовое решение. Теперь фасады предполагалось сделать полихромными, соединив облицовку красным кирпичом и белокаменную отделку многочисленными скульптурными деталями. Уже состоялась закладка вокзала и шли земляные работы, однако из-за начала I-ой Мировой войны строительство замедлилось.