Скрипач
Патрон шедевра
Варнек (Варник) Александр (1782-1843)
Скрипач
Начало 1800-х
Размер - 56,8 x 42,1
Материал - холст дублирован
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.5061
Поступило из Румянцевского музея. 1925
А.Г. Варнек, сын мебельщика-краснодеревщика, ученик С.С. Щукина в Императорской Академии художеств, был мастером широкого дарования. Помимо портретов он писал пейзажи, а также композиции на исторические и религиозные темы. Варнек неоднократно обращался к скульптуре, занимался литографией и миниатюрой, был хранителем эстампов и рисунков Эрмитажа и Академии художеств, в 1828 году возглавил портретный класс Академии. Мастер был органически связан с эпохой романтизма, именно по отношению к нему художественная критика в 1824 году впервые употребила слово «романтический». Современники всегда ставили Варнека рядом с О.А. Кипренским, называя того и другого «русским Ван-Диком» и отмечая его уверенное мастерство, дар колориста и передачу портретного сходства.
В каталогах Третьяковской галереи 1952 и 1984 годов картина «Скрипач» числилась работой 1810-х. Та же датировка приведена в монографии В.С. Турчина 1985 года. Однако технико-технологическое исследование и сравнение с эталонными произведениями художника выявили, что «Скрипач» относится к кругу работ начала 1800-х, таких как «Портрет Е.И. Колосовой» (Русский музей) и «Портрет А.В. Ступина» (Третьяковская галерея). Можно предположить, что Варнек написал полотно еще в стенах Академии, которую он окончил в 1803 году, а затем уехал в Италию. Вероятно, запечатлена сцена музыкального урока, так как воспитанники Академии обязаны были обучаться музыке и пению. Романтический образ своего героя художник создает благодаря тональному сдержанному колориту, мягкой светотеневой моделировке форм и непривычному ракурсу модели. Особую выразительность изображению придает одухотворенное лицо юноши, озаренное улыбкой. Картину отличают тонкий, изящный, свободный рисунок, золотистый горячий тон и воздушность светотеневых переходов.
Происходящее из собрания известного петербургского коллекционера Ф.И. Прянишникова полотно по праву считается одним из лучших образцов раннего творчества Варнека.