Ночь на Голгофе
Патрон шедевра
Верещагин Василий (1835-1909)
Ночь на Голгофе
1869
Размер - 66,5 x 100
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1818
Приобретено П.М. Третьяковым у автора. 1881
Художник Василий Петрович Верещагин не столь широко известен, как его знаменитый однофамилец Василий Васильевич Верещагин. Он родился и вырос в Перми, в потомственной семье художников: его дед Прокопий Данилович и отец Пётр Прокопьевич были иконописцами, а два брата – Пётр и Митрофан – живописцами. Получив первоначальные навыки ремесла в домашнем окружении, Верещагин продолжил обучение в Императорской Академии художеств (1856–1861), после чего оттачивал мастерство во время европейской пенсионерской поездки (1863–1869). По возвращении из-за границы он отчитался перед Академией несколькими полотнами и был удостоен звания профессора, минуя звание академика. Среди представленных картин была и «Ночь на Голгофе». Поселившись в Петербурге, Верещагин преподавал в Академии до 1894 года, воспитав целую плеяду учеников. В 1870-е годы он исполнил серию большеформатных картин на сюжеты древней русской истории для украшения дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых в Петербурге), также работал над полотнами для храма Христа Спасителя в Москве.
В картине «Ночь на Голгофе» Верещагин обратился к теме Распятия – самого трагического эпизода в Евангелии, кульминации страстей Христовых. При этом он объединил два сюжета: сцену на Голгофе и погребение Христа. В левой, затемненной части композиции на высоком каменистом уступе возвышаются три креста, погруженные в атмосферу холодной лунной ночи. В правой, более светлой, половине картины размещена удаляющаяся погребальная процессия. Один из ее участников несет на руках безжизненное тело Христа, бережно поддерживаемое с двух сторон старцами. Опираясь на Евангелие, можно предположить, что это Никодим (в белой чалме) и Иосиф Аримафейский, его тайные ученики. Рядом изображены женщины – Мария Клеопова, сестра Богородицы, и Мария Магдалина, помогающие приготовить тело к погребению. Одна из них (в синем хитоне) следует вместе с Иоанном Богословом, единственным из апостолов, присутствующим и скорбящим рядом со Спасителем во время Распятия. Другая (в белом одеянии) страдальчески заламывает руки у ног Учителя. Замыкает печальное шествие одинокая согбенная фигура, полностью закутанная в длинный плащ, соотносимая с образом Богоматери, не покинувшей сына во время страшных крестных мучений на Голгофе. Группу людей объединяет теплый свет факела из глубины пространства, усиливающий сакральность трагического события. Художественные эффекты картины дополнены всполохами света на темно-свинцовых тучах небесного свода над Иерусалимом.