Логутов Владимир (1980)
Из серии «Тени»
2008
Размер - 104,3 x 199,5
Материал - холст
Техника - акрил
Инвентарный номер - НТ Ж-622
Дар В.А. Смирнова. 2020
Владимир Логутов родился в Куйбышеве (ныне Самара). В 2001 году окончил факультет живописи Самарского художественного училища, затем сразу поступил на факультет изобразительного и декоративно-прикладного искусства в Самарский педагогический университет. В 2005 году получил художественную стипендию от Stuttgarter kunstverein e.v. для обучения в Штутгарте (Германия). Там же была показана персональная выставка видеоработ из серии «Сумерки», в которых художник, с одной стороны, фиксировал хмурую, непривлекательную российскую повседневность начала 2000-х, а с другой стороны, деликатно внедряясь в пространство реальности, совершал незаметную с первого взгляда фальсификацию.
У некоторых объектов убираются тени, у пешеходов появляются двойники, машины едут на красный свет – все эти оптические иллюзии и системные ошибки, требующие от зрителя повышенного внимания, проявившись единожды, превращают наблюдение за обыденностью в увлекательную игру. Тогда же Логутов формулирует для себя жанр видеокартины, где в первую очередь важны внутрикадровые изменения, а не монтажные приемы, и видео до начала 2010-х становится основным медиа для молодого художника («Эпизод», 2005; «Ненужные», 2006; «Ожидание», 2006; «Volga Sketches», 2008; и др.). Параллельно в 2007 году Логутов обратился к традиционным техникам – графике, живописи и скульптуре.
Работа «Из серии “Тени”» (2008) относится к раннему периоду творчества художника, выполнена акрилом на холсте, и продолжает одноименную серию, которая была показана в Stella Art Foundation в 2007 году на персональной выставке живописи и графики «Дополнительный элемент». Тогда в экспозиции были объединены пять проектов – «Тени», «Кроссворды», «Брак», «Остатки» и «Негативное рисование». Выставка была посвящена размышлениям художника об обратной стороне изобразительного искусства, о его природе, о том, что может являться смыслом произведения, центром его художественно-композиционного образа и целью творческого высказывания.
В серии «Тени» Логутов изобразил абстрактные монохромные силуэты не всегда однозначно считываемых объектов – людей, архитектурных элементов или каких-либо предметов. В картине из собрания Третьяковской галереи на светлом фоне художник зафиксировал в натуральную величину тени неких людей. С одной стороны, картина становится отпечатком чьего-то прошлого присутствия, с другой – в процессе просмотра тень зрителя неизбежно внедряется в пространство холста и начинает взаимодействовать с произведением в качестве дополненной реальности. Таким образом, прошлое и настоящее на холсте сливаются в единый нарратив.