Логутов Владимир (1980)
Ожидание / The expectation. (Одноканальное видео, DVD, звук, 20 мин)
2006
Инвентарный номер - НТ М-12
Дар В.А. Смирнова. 2020
Владимир Логутов родился в Куйбышеве (ныне Самара). В 2001 году окончил факультет живописи Самарского художественного училища, затем сразу поступил на факультет изобразительного и декоративно-прикладного искусства в Самарский педагогический университет. В 2005 году получил художественную стипендию от Stuttgarter kunstverein e.v. для обучения в Штутгарте (Германия). Там же была показана персональная выставка видеоработ из серии «Сумерки», в которой художник, с одной стороны, фиксирует хмурую, непривлекательную российскую повседневность начала 2000-х, а с другой стороны, деликатно внедряясь в пространство реальности, совершает незаметную с первого взгляда подмену. У некоторых объектов убираются тени, у пешеходов появляются двойники, машины едут на красный свет – все эти оптические иллюзии и системные ошибки, требующие от зрителя повышенного внимания, проявившись единожды, превращают наблюдение обыденности в увлекательную игру. Тогда же Логутов формулирует для себя жанр видеокартины, где в первую очередь важны внутрикадровые изменения, а не монтажные приемы, и видео до начала 2010-х становится основным медиа для молодого художника.
Видеоинсталляция «Ожидание» (2006) относится к самым ранним работам Логутова. В двадцатиминутной видеопанораме камера непрерывно движется вдоль пестрой толпы, замершей в ожидании чего-то. Не все люди неподвижны – работа наполнена микродвижениями, снятыми в слоумоушене: кто-то поправляет шапку или волосы, женщина разговаривает по телефону, мужчина спускается по лестнице. Здесь нет сюжета, кульминации или развязки – лишь холодная отстраненная антропологическая позиция наблюдателя, которую выбирает Логутов и которую он предлагает занять зрителю. Через какое-то время, начав внимательно вглядываться в лица, одежды или архитектурные элементы, мы понимаем, что всё это вымышленная, сконструированная художником реальность, а панорама состоит из одних и тех же повторяющихся персонажей и создана механически. Эта не имеющая ни начала, ни конца цикличность порождает чувство тревоги, страха и, в конечном итоге, нетерпения, связанного с невозможностью остановить это неестественное движение и, наконец, вырваться из порочного круга бездействия.
Через год после создания видеоработа «Ожидание» была показана в рамках спецпроекта II Московской биеннале на выставке «Урбанистический формализм» (2007). Тогда же художник вышел в финал конкурса только что утвержденной премии Кандинского в номинации «Медиа-арт. Проект года» (за произведения «Ожидание» и «Ненужные», 2006).