Логутов Владимир (1980)
Volga Sketches (или “Interpretation of the visible and the real”)
2008
Техника - видео
Инвентарный номер - НТ М-15/1-3
Дар Смирнова В.А. 2020
Владимир Логутов родился в Куйбышеве (ныне Самара). В 2001 году окончил факультет живописи Самарского художественного училища, затем сразу поступил на факультет изобразительного и декоративно-прикладного искусства в Самарский педагогический университет. В 2005 году получил художественную стипендию от Stuttgarter kunstverein e.v. для обучения в Штутгарте (Германия). Там же была показана персональная выставка видеоработ из серии «Сумерки», в которых художник, с одной стороны, фиксировал хмурую, непривлекательную российскую повседневность начала 2000-х, а с другой стороны, деликатно внедряясь в пространство реальности, совершал незаметную с первого взгляда фальсификацию. У некоторых объектов убираются тени, у пешеходов появляются двойники, машины едут на красный свет – все эти оптические иллюзии и системные ошибки, требующие от зрителя повышенного внимания, проявившись единожды, превращают наблюдение обыденности в увлекательную игру. Тогда же Логутов сформулировал для себя жанр так называемой видеокартины, где в первую очередь важны внутрикадровые изменения, а не монтажные приемы, и видео до начала 2010-х стало основным медиа для молодого художника.
Исследование зрительского опыта – того, как мы считываем увиденное, – и эксперименты с воздействием на визуальное восприятие можно назвать основными художественными стратегиями Логутова. Излюбленным приемом художника стал принцип иллюзионизма, где одни смыслы подменяются другими и таким образом нарушаются привычные реалии и причинно-следственные связи.
Работа «Взаимопроникновение видимого и реального», или «Volga Sketches» представляет собой трехканальную видеоинсталляцию, где в каждом фрагменте демонстрируется обычный, на первый взгляд, меланхоличный волжский пейзаж с уходящим за горизонт лесом. Здесь Логутов снова конструирует вымышленное пространство, соединяя средствами монтажа, казалось бы, несовместимые планы. Художник осуществляет подмену настоящей речной глади некой инородной бурлящей субстанцией неизвестного происхождения. Таким образом, продолжая играть с ожиданиями зрителя, Логутов работает с принципом усиления драматизма одной действительности за счет другой, создавая тем самым эффект сюрреализма и абсурда.