Портрет скульптора С.М. Волнухина принадлежит к числу наиболее ранних произведений Георгия Мотовилова. Художник изобразил в работе своего учителя, автора известного монумента первопечатнику Ивану Фёдорову, Сергея Михайловича Волнухина. Именно ему, как и другому своему учителю, корифею русской скульптуры С.Т. Конёнкову, Мотовилов во многом обязан формированием собственного пластического языка и мастерством обращения с материалами.
Наставлениями Сергея Волнухина скульптор начал пользоваться в годы юности. Видя большой потенциал в молодом таланте, педагог принимал живое участие в его судьбе. В частности, известно, что Волнухин уговаривал отца художника Ивана Андреевича Мотовилова, главного хирурга Екатерининской больницы на Петровке, отпустить Георгия продолжить обучение скульптуре в Италии. Однако отец, связывавший будущее своего сына, потомственного дворянина, исключительно с профессией врача, такого разрешения не дал. Впрочем, полученное высшее медицинское образование, как и участие в событиях Первой мировой войны в качестве военного врача, стало важным этапом для формирования профессионализма Георгия Мотовилова в главном деле его жизни: произведения скульптора демонстрируют блестящее знание анатомии человека.
Портрет С.М. Волнухина, несомненно, выполнен скульптором под большим влиянием его педагога. Бюст моделирован живой свободной лепкой с активным использованием светотени, одежда намечена эскизно. Чтобы передать ощущение движения, художник слегка наклонил корпус модели. Работу отличает содержательность образной характеристики, стремление к предельной правдивости портрета. В собрании Третьяковской галереи также хранится одна из самых известных работ скульптора под названием
«Металлург», принесшая ему Гран-при на Всемирной выставке в Париже 1937 года.