Металлург
Патрон шедевра
Мотовилов Георгий (1884-1963)
Металлург
1936
Размер - 300 x 110 x 54
Материал - бронза
Инвентарный номер - Инв.27442
Поступило из Комитета по делам искусств СССР; приобретено у автора. 1945
Произведение «Металлург» стало важным этапом на пути творческого переосмысления Георгием Мотовиловым наследия античной классики. Древние статуи, воплощающие идеал гармонически развитого тела, послужили для скульптора опорой в профессиональном становлении, их влияние в большей или меньшей степени сказывается во многих его работах. И тем не менее в своих художественных поисках мастер не ограничивался простым подражанием классике. Большое внимание он уделял этюдам с натуры, в которых запечатлевал характерные позы и типажи, заимствованные из окружающей действительности. Такой подход вкупе с усвоенными уроками античных мастеров позволил художнику с успехом решать новые задачи, выдвинутые искусством советской эпохи.
Тема статуи типична для отечественной скульптуры 1930-х годов. Мотовилов обратился к образу простого рабочего – передового труженика социалистического государства. Художник облачает своего героя в брюки и майку, что не мешает демонстрировать красоту атлетического тела юноши. Обращает на себя внимание непринужденность постановки фигуры, воспроизводящей естественное движение. И вместе с тем жизненно убедительное изображение советского рабочего согласуется в статуе со строгой выверенностью композиции и выразительной ясностью силуэта.
«Металлург» был представлен на Всемирной выставке в Париже в 1937 году в знаменитом павильоне, созданном по проекту Бориса Иофана и увенчанном скульптурной группой «Рабочий и колхозница». Статуя Георгия Мотовилова получила Гран-при этой экспозиции. И если главную скульптуру в творчестве Веры Мухиной нередко сопоставляют с древнегреческими «Тираноборцами», то «Металлург», несомненно, отсылает к образу «Дорифора». Как и в шедевре Поликлета, в работе Мотовилова с успехом решена задача согласования фигуры героя и его орудия, а также сложной постановки ног, одной – опорной, а другой – расслабленной и согнутой в колене.