Георгий Мотовилов известен прежде всего как один из крупнейших мастеров советского монументального искусства. Он участвовал в скульптурном оформлении главной арки ВДНХ и здания МГУ, в 1940–1950-е сформировал художественный облик нескольких станций московского метрополитена, среди которых «Комсомольская», «Электрозаводская», «Октябрьская», «Проспект мира», «Смоленская». Стал автором памятников А.П. Чехову в Мелихове и Ялте, М.И. Кутузову в Смоленске, А.Н. Толстому в Москве, Н.А. Некрасову в Ярославле.
Портрет отца принадлежит к числу ранних произведений Георгия Мотовилова. Иван Андреевич Мотовилов, отец скульптора, был главным хирургом Екатерининской больницы в Москве. На желание Георгия продолжить обучение скульптуре в Италии он ответил отказом, связывая будущее своего сына, потомственного дворянина, исключительно с профессией врача. Только после смерти отца художник всецело посвятил себя творчеству. Впрочем, полученное высшее медицинское образование, как и участие в событиях Первой мировой войны в качестве военного врача, стало важным этапом становления его профессионализма: произведения скульптора демонстрируют блестящее знание анатомии человека.
Портрет, созданный художником незадолго до смерти отца, выполнен живой, импрессионистической лепкой. Глаза мужчины прикрыты, голова склонена, он погружен в себя, отрешен от действительности, тем самым образу придается символическое звучание. В бюсте видны приметы увядания пожилого человека: акцентированы впалые щеки и сильно выступающие надбровные дуги, худоба обнаженных плеч. Вместе с тем высокий лоб и утонченные черты лица выдают в портрете отца художника интеллектуала.