Сорокин Иван (род. 1928)
Яузские ворота
1979
Размер - 77 x 95
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1580
Приобретено у автора. 1982
Иван Сорокин прожил в Москве более 70 лет – с восьмилетнего возраста и до смерти. За эти годы Москва стала не просто родным и любимым городом, но неизменным источником вдохновения. Она предопределила творческие ориентиры художника – яркого представителя московской школы живописи с ее культом цвета, пастозностью красочного слоя, свободной, эмоциональной манерой письма. Эти творческие приемы восходят к самобытному импрессионизму мастеров Союза русских художников (1903–1923), так же как особое внимание к пейзажу, в том числе городскому архитектурному.
Созданные И. Сорокиным виды Москвы – это не стилизация под старину, не акцентирование мемориальности, а трогающие сердце лирические мотивы уютной московской старины, тесно сплетенной и органично сочетающейся с современностью. «Яузские ворота» – яркий тому пример. Это панорамная многоярусная композиция, написанная, скорее всего, с верхней точки Большого Устьинского моста и изображающая площадь, которая образовалась после сноса Яузских ворот Белого города и части его стены во второй половине XVIII века и позднее была существенно расширена.
Художника привлек своеобразный облик этого уголка Москвы, где в целости сохранился выразительный фрагмент города XVIII – начала XIX века, где настоящее так гармонично сливается с минувшим. На изображенной художником городской панораме доминирует нарядная барочная красно-белая церковь Петра и Павла (1700–1702) и угловой ампирный дом с шестиколонным портиком, отличающийся изяществом и соразмерностью частей и воспринимающийся украшением площади Яузских ворот. Эффектным фоном для этого фрагмента «пушкинской» Москвы служат громады «сталинских» многоэтажек на заднем плане и все виды городского транспорта.
В полотне «Яузские ворота» ярко проявилось творческое кредо И. Сорокина, который утверждал: «Писать надо цветно и живо». Богатство колористических отношений, усиленный творческой энергией художника натурный цвет, крупный мазок, пастозность красочного слоя характеризуют эту работу, придавая ей яркую выразительность и эмоциональную насыщенность. Немногословность деталировки дает возможность любоваться сложно сотканной живописной поверхностью, ощутить пространство, состояние и авторское отношение. Иван Сорокин с наслаждением созерцал сохранившиеся уголки старой Москвы, но видел их глазами современного человека в тесном сплетении с реалиями своего времени, воспринимал эти мотивы как праздник для глаз и делился своей радостью со зрителем.