«Крюков канал» Ивана Сорокина – камерный натурный этюд, посвященный Ленинграду – Санкт-Петербургу. Изображен один из старейших городских каналов, в названии которого сохранилась память о его строителе Семёне Крюкове. Он имеет небольшую протяженность, но через него перекинуты шесть мостов, а многие здания на набережной – памятники архитектуры и истории. Неудивительно, что такое живописное и очень характерное для города место привлекло внимание художника.
Крюков канал, изображение которого вошло в обширную серию И. Сорокина «По пушкинским местам», тесно связан с судьбой великого русского поэта. После окончания лицея он жил рядом на Фонтанке, 185, в доме Клокачёва, и часто приходил на Крюков канал, где в доме купца Брагина была квартира В.А. Жуковского, которого Пушкин считал своим первым поэтическим наставником. Здесь по субботам собиралось большое общество поэтов, писателей и любителей литературы, здесь Пушкин читал главы своей новой поэмы «Руслан и Людмила».
«Крюков канал» И. Сорокина воспринимается продолжением традиций Союза русских художников, в начале ХХ века обратившихся к архитектурному пейзажу. Мастер выбрал вид, открывающийся на Николо-Богоявленский морской собор и Старо-Никольский мост. Построенный в 1753–1762 годах по проекту С.И. Чевакинского собор стал одним из ярчайших памятников елизаветинского барокко. Изобилие архитектурного декора в сочетании с видными издалека золочеными главами придает храму нарядность дворца и усилено покраской, в которой небесно-голубой цвет эффектно сочетается с белым. Подобная цветовая насыщенность привлекла Сорокина с его пристрастием к цвету и свободной, эмоциональной манерой письма, которые характеризуют московскую школу живописи. И. Сорокин, самобытный представитель этой школы, не только выбрал для изображения яркий солнечный день, но, по обыкновению, интенсифицировал натурные цветовые отношения и добавил к бело-голубой окраске собора насыщенную охру стоящего рядом здания Никольского рынка, сине-сиреневые тени на льду Крюкова канала и небольшие, но яркие вспышки красного цвета.
Разглядев в сдержанном колорите Северной столицы драгоценное свечение красок, в небольшом натурном этюде художник воплотил свое восхищение талантами архитекторов и строителей Санкт-Петербурга.