Сорокин Иван (род. 1928)
Дорога в Болдино
1978
Размер - 58 x 78
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-1664
Приобретено у автора. 1982
«Дорога в Болдино» Ивана Сорокина относится к его обширной серии живописных и графических работ «По пушкинским местам», в которую вошли виды Петербурга-Ленинграда и Москвы – города детства поэта, пейзажи Болдина – имения его отца, Михайловского – имения матери, Тригорского – усадьбы друзей.
«Очей очарованье» болдинской осени Пушкина Сорокин воплотил в живописи, на себе ощутив подъем душевных и творческих сил, которые испытал поэт в Болдине. Неоднократно побывав в усадьбе, изучив всю ближайшую к ней округу, художник почувствовал прилив вдохновения и жажду творчества. Отмечая эпическую ширь и красоту холмистого болдинского ландшафта, он уловил в нем сущность национального русского пейзажа и очевидное сходство с дорогими его сердцу видами вокруг переславльской деревни Усолье, где Сорокин жил и плодотворно работал долгие годы. Синтезируя все свои впечатления, художник создал работу «Дорога в Болдино», которая воспринимается как собирательный образ родины – узнаваемый и притягательный. В нем есть и характерная эпическая ширь русской земли, и уходящая вдаль дорога, и бескрайнее небо с клубящимися облаками, и венчающий этот вид силуэт церкви с колокольней. Это почти канон национального русского пейзажа – извечного и неизменного, такого, что, возможно, открывался и взору А.С. Пушкина. Но художник второй половины ХХ века привносит в этот пейзаж примету современной ему цивилизации – уходящий в перспективу ряд опор линии электропередачи.
Ярким живописным языком воплощает И. Сорокин непосредственность своих впечатлений и переживаний. Он мыслит цветом, которым лепит формы и достигает глубины пространства. Извлекая из природных красок многочисленные оттенки, художник усиливает их своей творческой энергией, наполняя изображение цветовой экспрессией и богатством колористических соотношений. Чистым и сочным цветом он пишет не только синеющий вдали лес, охристые осенние травы, изумрудную зелень скошенного луга, белеющие очертания колокольни, но даже лужи, грязь и колеи раскисшей после дождей дороги. Особое внимание художник уделяет небесам, занимающим две трети холста и разработанным колористически сложно и гармонично. Эмоциональная насыщенность усилена широким, свободным, темпераментным мазком.
Иван Сорокин как-то сказал: «Только стоит произнести: “уж небо осенью дышало”, – я уже живопись, краску чувствую». Вдохновленный пейзажной лирикой А.С. Пушкина, воспринимая его как самого глубокого национального поэта, художник самобытно и созвучно своему времени претворил в живописи одухотворенность, лиричность и колористическое совершенство русского пейзажа.