Вид трех церквей на фоне горы Арарат в Армении
Патрон шедевра
Иванов Михаил (1748-1823)
Вид трех церквей на фоне горы Арарат в Армении
1783
Размер - 53 x 91,3
Материал - бумага
Техника - акварель, графитный карандаш
Инвентарный номер - Инв.25102
Приобретено у Р.Н. Юреневой, Москва. 1940
Изображены архитектурные сооружения Эчмиадзина, одного из древнейших городов Армении, исторического центра армяно-григорианской церкви. Слева, за крепостной стеной, – церковь Святой Рипсимэ (VII век), справа, в роще за оградой, – купольная базилика Святой Гаяне (VII век). В центре на дальнем плане виднеется Эчмиадзинский монастырь (V–VII века). Акварель исполнена, согласно авторской надписи, с натуры в 1783 году. В начале 1780-х художник создал множество пейзажей, путешествуя по побережью Каспийского моря, по Грузии, Армении и Крыму.
В авторской надписи акварель названа «Вид трех церквей с малой и большой горой Арарат в великой Армении». Художник представляет пейзаж как легко обозримый и целостный вид. Светлая холодная цветовая гамма, мягкие линии архитектурных сооружений, легкие, тающие очертания гор соединяются в необычайно красивую панораму. По этой акварели Иванов исполнил живописную картину «Вид Эчмиадзина в Армении», которая находится в собрании Государственного Русского музея.
Акварель имеет как художественную, так и историко-культурную ценность. В 2000 году храмы Св. Рипсимэ и Св. Гаяне были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.