Эльконин Виктор (1910-1994)
Натюрморт с Себастьяна Стоскопфа
1994
Размер - 68 x 102,5
Материал - оргалит
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-7113
Дар М.В. Элькониной, вдовы художника. 2017
Картина «Пять чувств» (1633, Музей Нотр-Дам, Страсбург), послужившая основой для живописного эксперимента Виктора Эльконина, является одним из самых известных произведений эльзасского художника XVII века Себастьяна Стоскопфа. Изображенные на ней предметы имеют аллегорический смысл. Нотные тетради и музыкальные инструменты символизируют слух, срезанные цветы в вазе – обоняние, шахматная доска и игральные кости – осязание, фрукты в руках молодой женщины – вкус. Глобус, а также открывающийся через оконный проем панорамный вид отсылают к такому чувству человека, как зрение. Составляющие натюрморта на переднем плане детально прописаны. Цвет, фактура, орнамент предметов переданы с подробной достоверностью. В работе Стоскопфа учтены законы линейной, воздушной и тональной перспективы. Картина заявляет о себе как о точном отображении материального мира.
Отталкиваясь от собственного понимания целей и задач в изобразительном искусстве, объединяющего целое поколение художников ХХ века, Виктор Эльконин по-своему решает вопрос пространства. Композиция, в точности повторяющая картину Стоскопфа, разделена черными линиями на несколько плоскостей, напоминающих части витражного стекла. Линии разбивают изображенные предметы на отдельные сегменты, каждый из которых решен в собственном колористическом ключе. Это еще больше способствует ощущению пространственного сдвига. Манера письма свободна, даже эскизна. Здесь нет главного и второстепенного. Автор подчеркнуто демонстрирует, что для него картина – это не иллюзорное окно в реальность, а всего лишь плоскость холста.
В творчестве Виктора Эльконина насчитывается целый ряд произведений, в которых он обращается к наследию великих живописцев прошлого и которые он сам называл «вольными копиями». В каждом из них Эльконин намеренно «разрушает» формулу академической школы живописи, вступая в своеобразный художественный диалог со старыми мастерами.