Эльконин Виктор (1910-1994)
Свечи и рыба
1966
Размер - 69,5 x 49
Материал - картон
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-7111
Дар М.В. Элькониной. 2017
Виктор Эльконин, монументалист и живописец, прожив почти весь ХХ век, не изменял своим взглядам на искусство, которые он приобрел во времена учебы во Вхутемасе в 1920-е годы.
Во Вхутемасе педагоги развивали в первую очередь объемно-пространственное видение мира. Этим принципам конструктивизма Эльконин будет следовать в течение всего творчества и в 1960-е передаст их новому поколению художников. Тогда же сложилась его собственная эстетическая система, основанная на достижениях мирового искусства в соединении с открытиями авангарда начала ХХ века. Он был широко известен в первую очередь как монументалист. В монументальных и станковых произведениях он разрабатывал вопросы пространства, формы и освещения.
В 1960–1970-х годах он работал над циклом живописных произведений «Свечи горящие, свечи потухшие». Картина «Свечи и рыба» входит в этот обширный цикл. Как когда-то в натюрморте Р. Фалька «Красная мебель» (1920), в работе Эльконина предметы приобретают одушевленные свойства и превращаются в метафоры человеческой судьбы. В этом натюрморте мы видим прием, ставший своеобразной визитной карточкой художника, – разработка формы с точки зрения ее конструкции в соединении со сложным освещением. Композицию он, как монументалист, выстраивает подобно условному театральному пространству. Организация полотна строится по законам архитектоники: более плотные и темные формы – в нижнем регистре, более легкие и светлые – в верхнем. Принцип четкого конструктивного построения, основанного, как когда-то у художников объединения «Бубновый валет», на принципе обратной перспективы, лежит во главе всех композиций художника, в том числе и в натюрморте «Свечи и рыба» он присутствует в решении пространства, формы, ритма, освещения. Освещение изменяет формы предметов, нарушает их устойчивость, создает ощущение драматичного «разговора» предметов. Колорит на основе оттенков охры создает интимность интонации.
Виктор Эльконин был одним из тех «живых» свидетелей позднего русского авангарда, который оказал огромное влияние на художников «сурового стиля» 1960-х годов и чьи работы до последних дней пополняют собрание Третьяковской галереи.