Виктор Эльконин, живописец, монументалист, прожив почти весь ХХ век, не изменял своим взглядам на искусство, которые приобрел во времена учебы во
ВХУТЕМАСе в 1920-е годы. Его педагоги развивали в первую очередь сложное конструктивное ви́дение мира. Этим принципам конструктивизма Эльконин следовал в течение всей творческой жизни и в 1960-е передал их новому поколению художников. Тогда же сложилась его собственная эстетическая система, основанная на достижениях мирового искусства в соединении с открытиями авангарда начала ХХ века.
Именно этим был определен интерес художника к работам старых мастеров, которые он подвергал анализу композиционно-пространственных структур и делал это в стилистке авангарда. В том числе его выбор пал на «Святую Марину» (1680) испанского художника эпохи барокко Сурбарана из цикла, посвященного святым женщинам. Как испанца интересовала не столько святость героинь, сколько выразительная красота материального мира и художественность выбранных образов, так и Эльконина, в свою очередь, не волновала внешняя красота. В основе его анализа лежит задача выявить значение формально-пространственного построения, своеобразный каркас композиции, лежащий в основе работ Сурбарана. Художник как бы обнажает невидимую конструкцию, наполняет ее силовыми линиями, выраженными рисунком. Центром их пересечения оказывается фигура святой. Художник сохраняет колористическую гамму Сурбарана и внутри его живописной системы препарирует классическое искусство. Цель творческого прочтения художником ХХ века – понять и выявить конструктивное решение произведения мировой живописи. В этом он стал продолжателем того, как художественное наследие в свое время перерабатывали Сезанн, Ван Гог и Пикассо.
Виктор Эльконин был одним из последних свидетелей позднего русского авангарда, он сам разрабатывал вопросы монументальности с помощью анализа пространства, формы и освещения и тем самым оказал огромное влияние на многих художников «сурового стиля» 1960-х годов.