Нестерова Наталья (1944-2022)
Кафе в Ялте
1979
Размер - 170 x 120
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-2351
Поступило из Министерства культуры СССР. 1986
Наталья Нестерова принадлежит к поколению художников, вошедших в советское искусство на рубеже 1960–1970-х годов и впоследствии названных «семидесятниками». Она обращалась к таким традиционным, общепринятым способам высказывания, как жанровость, сюжетность, повествовательность, но облекала их в формы условные, метафоричные, иносказательные, с тем чтобы выразить не только внешнюю, видимую реальность мира, но и его внутреннюю, сокровенную сущность.
Сюжет картины «Кафе в Ялте» относится к числу ее излюбленных тем – быт южной провинции, жизнь курортных городов Крыма и Кавказа. Н. Нестерова изображает отдыхающих на курорте людей сидящими в шезлонгах на берегу моря или за столиками кафе, прогуливающимися по набережной или по южным садам и паркам, поедающими фрукты-овощи или рассматривающими морскую даль. Но каждый раз конкретность непритязательных сценок курортной повседневности на полотне выходит за пределы бытового жанра, за грань обыденности и оборачивается исследованием бытия человека в мире, анализом его психологии, выявлением проблемы человеческих взаимоотношений. Между сидящими за столиками кафе нет никакого общения, они разъединены, каждый занят собой. При небольшом разнообразии поз и жестов люди похожи друг на друга, однотипны в своей оцепенелости. Такими же застывшими воспринимаются легкие облака в небесной лазури, белый пароход на морской глади и пышная южная растительность – вид на все это открывается в арочном дверном проеме. Типажность и статуарность становятся проявлением авторской иронии, которая обостряет содержание картины и образы персонажей, обнажает нелепость их нравов и амбиций, вскрывает равнодушие, душевную бедность и обезличенность.
Но ирония, а порой и гротеск Н. Нестеровой далеки от карикатурности и анекдотичности. Во многом этому способствуют присущие ее живописи гармоничность цветового строя и драгоценность сложно разработанной фактуры, когда тонкая колористическая нюансировка почти прозрачно написанных поверхностей гармонично сочетается с напластованиями красочных слоев, которыми художница придает картинной плоскости выраженную объемность, особо выделяя рельефы причесок своих героев и балясин балюстрады кафе. Изображение приобретает подчеркнутую материальность, осязаемость.
Кажущаяся банальность каждого сюжета Натальи Нестеровой неизменно оборачивается философской глубиной и дает зрителю повод для размышлений. Ее картины запоминаются своеобразием пластического языка и необычностью интерпретации действительности.