Нестерова Наталья (1944-2022)
Крик
1983
Размер - 128 x 108
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - ЖС-7273
Дар В.И. Некрасова. 2018
Название картины Натальи Нестеровой, яркой представительницы поколения художников-семидесятников, вызывает невольное сравнение с широко известным произведением Э. Мунка и говорит о ее стремлении к исследованию психологических глубин человека. Повышенная эмоциональность живописного образа предопределила его экспрессивную заостренность, переходящую в гротеск.
При этом одежда изображенных людей, плетеный стул и маленький столик с букетом цветом побуждают отнести эту сцену к излюбленной Н. Нестеровой курортной или дачной теме. Однако свинцово-серое небо с рваными облаками, судорожно вцепившаяся в край стола рука одного из персонажей и, конечно, вылетающие из его рта черные птицы выводят содержание картины за пределы бытового жанра, за грань обыденности. Фрагментарное изображение второго персонажа, его как будто аплодирующие руки придают всей сцене ощущение театральности и нарочитости. Сама Нестерова так охарактеризовала образ многих своих картин: «Мои птицы добрые, и ничего зловещего в них нет. Самое страшное на земле творит человек. И он же придумал, что птица предвещает что-то страшное». Тем не менее вылетающие изо рта кричащего человека большие черные птицы с длинными клювами совсем не похожи на пресловутого воробья, с которым сравнивают произнесенное слово, и воспринимаются символом чего-то неприятного, уродливого, пугающего.
Картина «Крик» относится к зрелому периоду творчества Н. Нестеровой, когда окончательно сложилась ее узнаваемая творческая манера. Для нее характерны тонкие колористические отношения и сложная разработка живописного слоя, при которой почти прозрачно написанные поверхности гармонично сочетаются с пастозными красочными слоями. Ими художница выделяет рельефы лиц и одежды людей, оперения птиц и особенно объемы крупных, буквально осязаемых головок цветов.
Нестерова сумела создать собственную образную интерпретацию современности. Осмысленные и творчески переработанные широкие пласты культурного наследия (примитивизм, экспрессионизм, сюрреализм) воплотились в присущих только ей формах индивидуального пластического языка. Свойственный почти каждому произведению Натальи Нестеровой анализ сложнейших коллизий и состояний человеческих взаимоотношений свидетельствует об ее искренней заинтересованности судьбами людей.