Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче
Патрон шедевра
Шварц Вячеслав (1838-1869)
Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче
1868
Размер - 58,5 x 80,5
Материал - холст
Техника - масло
Инвентарный номер - Инв.1761
Приобретено П.М. Третьяковым у Л.Г. Шварца, брата художника. 1883
Написанная в середине ХIХ века эта небольшая картина открывала новые пути для развития исторического жанра в русском искусстве. Создавший ее художник выделялся разносторонними и глубокими историческими познаниями. Он блестяще закончил Царскосельский лицей, где когда-то учился Александр Сергеевич Пушкин. Слушал лекции на историко-филологическом факультете Петербургского университета, изучал древние и восточные языки.
В середине века менялись методы изучения истории, бурно развивались археология, изучение архивов, летописей, всевозможных исторических документов, старинных предметов быта. В разных слоях русского общества пробуждался широкий интерес к отечественной истории, к ее мельчайшим деталям.
Картина Шварца написана под влиянием трудов историка Ивана Егоровича Забелина, особенно его статей о поездках русских цариц на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру. «Домашний быт человека, – Писал Забелин, – есть среда, в которой лежат зародыши и зачатки всех великих событий истории».
В отличие от мастеров исторического жанра предшествующей эпохи, Шварц не обращается к великому событию и не создает грандиозного полотна, вроде «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, или «Явления Христа народу» Александра Иванова. Он превращает исторический жанр в историко-бытовой, показывая эпизод из частной жизни царской семьи XVII века: дальнюю поездку на богомолье в Великий Пост. Прихотливо извиваясь по разбитой оттепелью дороге, из глубины навстречу зрителю тянется поезд – вереница карет и повозок, скользящих на санных полозьях. Можно догадаться, что нарядные кареты везут царицу и ее родню, а простые возки – свиту, слуг и необходимые в путешествии вещи. Но все, что происходит в возках и каретах, скрыто от глаз зрителя: видна лишь конная охрана, гарцующая навстречу зрителю. Прошлое явлено словно в легком тумане, и “причиной” тому служат не только облачная погода и влажные испарения подтаявшего снега. Художник даже не уточняет, какую именно из жен царя Алексея Михайловича везет карета: первую – Марию Ильиничну Милославскую, или вторую – Наталью Кирилловну Нарышкину, мать Петра Первого.
Хотя в картине немало исторических деталей, важнее – аромат давно ушедшего прошлого, его чарующая красота, его атмосфера. И еще – неуловимая связь прошлого с настоящим. Вокруг царицыного поезда – извечная, неизменная русская природа. И забытая в снегах придорожная деревня с деревянной церковью и избами, крытыми соломой – такой же была она в XVII веке, такой же оставалась во времена Шварца, и в наши дни множество таких же деревень по всей России стоят в придорожных снегах .
«Весенний поезд» – одна из последних картин Шварца и, возможно, лучшее его произведение. Открытая Шварцем поэзия старинной повседневности предвещала искания художников будущего поколения – конца столетия, так называемого «серебряного века».