Московский Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием III в честь памятного события – отвоевания у Великого княжества Литовского древнего русского города Смоленска. Располагавшийся на юго-западном направлении от Москвы монастырь стал важным звеном в оборонительной системе города. Наибольшего процветания монастырь достиг во время правления царевны Софьи (1682–1689), когда сложился его архитектурный образ в стиле нарышкинского барокко. В частности, были возведены новые каменные стены и настенные башни, получившие ажурные завершения.
На живописном полотне, полученном П.М. Третьяковым по обмену от коллекционера И.Е. Цветкова, К.И. Рабус показывает монастырь со стороны Новодевичьего пруда. Зритель может рассмотреть древние белокаменные стены ансамбля с характерными зубцами под названием «ласточкин хвост», одну из двенадцати башен. На фоне светлой стены четко прочитывается силуэт женской фигуры. Вдали за прудом виднеется дом в окружении деревьев, которые, как и строения, отражаются в спокойной водной глади. Пейзаж отличает безмятежность, тишина и умиротворенность. В произведении органично соединены московская старина и повседневность, верность натуре и поэтическая интонация.
Карл Иванович Рабус, живописец, график, педагог и теоретик искусства, наиболее известен как мастер архитектурного пейзажа. С 1834 года художник жил в Москве, где преподавал в нескольких учебных заведениях, в том числе возглавлял класс перспективной и пейзажной живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были А.К. Саврасов, К.К. Герц, С.М. Шухвостов. Художник неоднократно писал монастыри и храмы первопрестольной столицы, а также окрестности города. В собрании Государственного исторического музея хранится рисунок Рабуса «Москва. Общий вид Новодевичьего монастыря», исполненный в 1829 году. В коллекции Третьяковской галереи находится приписываемый Рабусу живописный пейзаж
«Вид Звенигорода».