Шаблавин Сергей (род. 1944)
Композиция в квадрате № 16 (Созерцание)
1971
Размер - 57,5 x 59
Материал - холст
Техника - масло, темпера
Инвентарный номер - НТ Ж-103
Дар РОО "Общество коллекционеров современного искусства". 2008
Художник Сергей Шаблавин – один из активных участников московской художественной жизни конца 1960 – 1970-х годов, последовательно исследовавший в своем творчестве проблемы конструирования пространства.
В середине 1960-х годов Сергей Шаблавин, начинавший свои художественные эксперименты с подражания абстракциям Хоана Миро и опытов построения собственной знаковой системы, совершает поворот в сторону освоения фигуративной живописи и ее внедрения в строго упорядоченные композиционные схемы, обнаружив созвучные мотивы в творчестве конструктивистов, в частности в композициях Александра Родченко и Эль Лисицкого. В попытках соединить в конструкции картины различные пространственные слои исключительно живописными средствами, изучавший секреты мастерства самостоятельно художник соединяет свой зрительный багаж в сфере мировой живописи с полученными во время учебы в Московском инженерно-физическом институте знаниями оптики. В частности, Шаблавин исследует игру света и радужных переливов на предметах, погружая их в соленую воду и выставляя на солнечный свет, наблюдая эффект его спектрального смещения и окрашивания предметов и теней за счет дифракции и интерференции. Кроме того, природа атомов заставила его задуматься о роли пустот и разрывов как способе передачи скачкообразных переходов в жизни человека.
Работа «Композиция в квадрате № 16 (Созерцание)» отличается от большинства хрестоматийных композиций автора, сочетающих геометрические построения с выполненными в гиперреалистической манере пейзажами, и является прозрачным примером выработанной художником композиционной структуры произведения, дающей ключ к расшифровке многих его работ. В отсутствии фигуративных элементов композиционный строй и формат работы выдвигают в качестве «сюжета» сам процесс рассматривания или созерцания (на что и указывает название), мотив блуждающего движения между периферией и центром. Образующей основой картины становится излучающее холодное свечение белое поле, одновременно играющее роль и ритмической паузы, и места действия.
Форма круга, обычно реализуемая художником в выборе формата тондо, мыслится как универсальная форма репрезентации целостного Космоса. Традиционно все самое важное сосредоточено в центре композиции, и круг, удвоенный благодаря венчающей его шарообразной фигуре, а также цветная рамка позволяют полностью сфокусировать на нем зрительское внимание. Той же цели служит и очерчивающий большую окружность спектральный контур, придающий ей сходство с бликующей линзой.